Лучшие постсоветские фильмы о Великой Отечественной войне
Военное кино, снятое в современной России
Принято считать, что лучшее кино о Великой Отечественной войне сняли в СССР — «В бой идут одни «старики», «Битва за Москву», «Двадцать дней без войны», «Проверка на дорогах» стали в глазах российского зрителя вневременными шедеврами. К современным фильмам, напротив, отношение предвзятое. Каждый из них проходит строжайшую проверку на соответствие историческим фактам и все равно заведомо проигрывает советской классике. Тем не менее, если отбросить все предубеждения, можно обнаружить, что в постсоветской России сняли множество прекрасных военных фильмов, которые ничем не уступают многим советским лентам.
«В августе 44-го»
Чем запомнился: автор оригинального романа Владимир Богомолов снял свое имя с титров, поскольку посчитал фильм не соответствующим книге. В свою очередь, начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ Василий Христофоров заявил, что «В августе 44-го» является наиболее достоверной экранизацией жизни советского контрразведчика.
Награды: «Ника» за лучший звук и победа в номинации «Открытие года».
Основанный на романе бывшего разведчика Владимира Богомолова «Момент истины», фильм «В августе 44-го» стал отчаянной попыткой экранизировать чрезвычайно сложный для адаптации текст. Самого писателя результат не устроил — картину Михаила Пташука он назвал «голливудским боевиком». Однако не стоит думать, что фильмы о войне всегда снимались с хроникальной точностью — еще в советское время на экраны выходили бойкие приключенческие ленты о буднях разведчиков. Но именно в современной России стали появляться фильмы о Великой Отечественной, авторы которых не стеснялись не только просвещать зрителя, но и развлекать. Увы, сейчас «В августе 44-го» едва ли вышел бы на большой экран — теперь истории о бравых смершевцах стали достоянием телевидения.
«Сталинград»
Чем запомнился: стал первым российским фильмом в формате IMAХ, а также самой кассовой отечественной лентой в современной истории.
Награды: «Золотой орел» за работу оператора, художника-постановщика, звукорежиссера и костюмы; «Ника» за лучшие костюмы, звук и работу художника-постановщика.
Военно-исторический блокбастер Федора Бондарчука, частично основанный на романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», можно назвать первой попыткой российской киноиндустрии снять по-настоящему массовый и развлекательный продукт в духе голливудского «Спасти рядового Райана». «Сталинград» критиковали именно за этот акцент на зрелищность, а также за линию немецкого офицера, который с подачи сценаристов стал многогранным и сложным персонажем, что у нас встречается достаточно редко. Тем не менее зрители такой подход оценили: «Сталинград» буквально взорвал бокс-офис и показал третий результат за всю историю российского кинопроката, уступив только «Аватару» и четвертой части «Пиратов Карибского моря».
«Битва за Севастополь»
Чем запомнился: один из последних совместных проектов России и Украины.
Награды: «Золотой орел» за лучшую женскую роль и работу оператора, премия «Жорж» в номинации «Лучший российский экшен».
«Битва за Севастополь» (известная на Украине как «Несокрушимая») — экранизация мемуаров советского снайпера Людмилы Павличенко. Как и вышедший перед этим «Батальонъ», «Несокрушимая» показывает войну глазами женщины. Сценаристы выводят на первый план вчерашнюю аспирантку Павличенко и Элеонору Рузвельт — женщин, которые тем или иным образом изменили ход войны. Без романтизации дело, конечно, тоже не обходится, что, однако, не отменяет драматичной состоятельности «Битвы за Севастополь».
«Брестская крепость»
Чем запомнился: достоверностью и вниманием к деталям.
Награды: «Золотой орел» за монтаж и работу звукорежиссера, «Ника» за лучшие костюмы, звук и работу художника-постановщика, премия «Жорж» в номинациях «Лучший российский экшен» и «Лучшая российская драма».
Вышеперечисленные ленты сталкивались с частыми упреками, связанными с исторической достоверностью. Рано или поздно должен был появиться фильм, снятый «по-советски» — в героическом ключе, но при этом с большим вниманием к историческим фактам. Таковым стала «Брестская крепость» Александра Котта. Создатели фильма обращались за консультациями к выжившим защитникам крепости, а сценарий проходил согласование у ветеранских организаций и у сотрудников мемориала «Брестская крепость-герой». Обойтись без пары исторических ляпов все равно не удалось, однако за фильмом по-прежнему остается звание одной из самых достоверных кинокартин о Великой Отечественной войне в современной России.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7