«Самое смелое — быть другим»: Софья Лебедева — о новом сезоне «Викингов: Вальхалла», международных проектах и планах
Софья Лебедева стала известной широкому зрителю после дебюта в полнометражном кино — фильме «А зори здесь тихие». С тех пор она исполнила немало запоминающихся ролей в российских («1703», «Бывшие», «Медиатор»), а затем и международных («Тетрис», «Макмафия») проектах. На прошлой неделе на Netflix вышел третий сезон сиквела «Викингов» с участием актрисы. BURO. расспросило Софью о ее героине, работе за рубежом и предстоящих премьерах.
«ВИКИНГИ: ВАЛЬХАЛЛА»
Третий сезон «Викингов: Вальхалла» вышел на прошлой неделе, так что спойлеров можно не бояться. Расскажи о своей героине: как она меняется, в чем особенности образа и что помогало готовиться к роли.
В предыдущем сезоне Зои под видом слуги преодолевает трудный путь в Константинополь по замерзшей реке, справляясь со многими испытаниями. Это трансформирует ее характер, делает ее лидером.
Теперь, в третьем сезоне, Зои уже византийская императрица. Это собирательный образ. Чтобы его воплотить, потребовалось глубоко погрузиться в ту эпоху (X–XI век), изучить особенности жизни и мировосприятия императриц. У некоторых, например, были собственные лаборатории красоты, где изготавливали косметику, кремы. Во внешнем облике Зои отразили это золотой краской, которую можно разглядеть на ушах и руке, если присмотреться. И, что интересно, в то время ее действительно делали из золота.
Также были важны драгоценности и узоры на платьях: они несли скрытый смысл, каждый цвет что-то символизировал. Пурпурный и фиолетовый, например, отсылают к статусу, это императорские оттенки. К слову, о драгоценностях. Носить корону сложнее, чем может показаться на первый взгляд, — она тяжелая и требует определенной осанки и походки. Специально репетировала, как буду двигаться в таком образе, искала царственную пластику и нужное самоощущение.
В одном из интервью ты рассказывала о силе и смелости Зои. Как эти черты проявляются в тебе? Что считаешь по-настоящему бесстрашным?
Императрица Зои гораздо сильнее и свободнее меня, поэтому было особенно интересно исследовать ее, играть мощь, смелость, связь с чем-то высшим, спокойствие в самых непредсказуемых ситуациях. Можно сказать, что этот персонаж — мой учитель по зрелости.
А вообще, уверена, самое смелое — это быть другим. Делать что-то перпендикулярное мнению окружающих. Так в какой-то степени строится моя жизнь и карьера. Поступала на актерский, когда все говорили: «Не поступишь». Уже будучи в театральном вузе, слышала, что актрисой мне не стать. После окончания учебы убеждали, что нереально сниматься в голливудских проектах.
Искусство, наука и полет человеческой мысли невозможны без инаковости, поэтому хочется, чтобы люди искали и ценили это в себе, были смелыми и думали собственным уникальным образом и не боялись отличаться.
Сиквелы нередко оказываются менее успешными, чем оригинальные проекты. Почему не побоялась присоединиться к касту «Викингов: Вальхалла» после успеха «Викингов»?
По-моему, «Викинги: Вальхалла» гораздо сильнее, масштабнее и глубже предыдущих «Викингов». Хотя, конечно же, я огромный фанат персонажа Рагнара Лодброка. Во время просмотра оригинального проекта так влюбилась в него, что он даже как-то снился. Поэтому, когда пришли пробы на сиквел, сразу отменила все репетиции и планы: днями и ночами готовилась (на пробы прислали сложные драматические эпизоды на английском), просто мечтала попасть в каст, окунуться в ту эпоху и нервничала, конечно. Когда пишешь пробы на международный проект, конкуренция гораздо больше: она ведь между актерами со всего мира! Как Олимпиада, только в кино.
«Викинги», как и «Викинги: Вальхалла», — историческая драма. Какие фильмы и сериалы в этом или смежных жанрах можешь порекомендовать к просмотру?
Неожиданный ответ: посоветовала бы вместо фильмов больше ходить в музеи и галереи, пробовать смотреть картины сердцем, чувствовать их, отключать разум и погружаться в другие эпохи через них. Воображать, как бы ты себя чувствовал, живя в этой эпохе, каким бы человеком был? Когда работала над ролью, много изучала живопись и копировала язык тела императриц на картинах, жесты, так что в моей роли есть отражение живописи.
Кстати, в Ирландии на выходных между съемками «Викингов» ходила на экскурсии в разные дворцы и пробовала ощутить, каково это — жить в таком замке. Садилась на настоящий трон в одном музее (там разрешали) и проговаривала текст роли, репетировала. Наверное, со стороны это смотрелось большим чудачеством (смеется).
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Это не первый твой международный проект. Всегда ли хотела сниматься за рубежом, как к этому шла и с какой ленты все началось?
Самый первый — артхаусный фильм «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности». Он был на европейском кинофестивале, где меня и увидел зарубежный агент, с которым начали вместе работать. Помню, как он позвонил и сказал, что меня утвердили в голливудский проект на большую и сложную драматическую роль («Макмафия»), как кричала от радости и не могла в это поверить.
Наверняка сотрудничать с иностранной командой впервые было волнительно. Расскажи, как готовилась и что в этом помогло.
Перед съемками в «Макмафии» действительно очень волновалась, но все прошло, когда вошла в актерский вагончик и увидела подарок от съемочный группы, на котором было написано «Welcome Sofia». Так же было с «Викингами»: на первой примерке костюмов ко мне подошел исполнитель главной роли актер Сэм Корлетт, сказал: «Welcome to our Vikings Family!» — и очень тепло обнял. С ним мы с тех пор дружим, недавно списывались и обменивались мнениями по вышедшему сезону. К тому же на съемках атмосфера очень теплая и дружелюбная, мы вправду стали в каком-то смысле семьей.
Какие практики со съемок международных проектов хотела бы перенести в отечественный кинематограф?
Отвечу по пунктам:
- Длительность и детализированность подготовки всех цехов к съемочному процессу.
- Глубокое всестороннее исследование тем проекта.
- Приглашение экспертов и выверенность сценария, который к тому же обычно готов задолго до старта съемок.
И, конечно же, восприятие актера как отдельного художника и соавтора проекта. Скорее, он главный в выборе рисунка своей роли.
Что можешь посоветовать актрисам и актерам, которые хотят сниматься в международных картинах?
Я бы посоветовала учить язык. Говорить на английском и играть на нем — не одно и то же. Чтобы играть на языке, его надо чувствовать. Он нужен еще, чтобы обсуждать нюансы роли, оттенки эмоций и истинные цели персонажа с режиссером и шоураннером. Все это требует знания тонкостей языка.
С какими зарубежными актерами, режиссерами, сценаристами мечтаешь встретиться и поработать?
Моя любимая актриса — Джина Роулендс, муза Джона Кассаветиса. Фильмы с ней — «Женщина под влиянием», «Премьера» — это высшая точка возможного актерского мастерства. Хотела бы встретится и поговорить с Джиной, расспросить, как она видит актерскую профессию, как работает над ролью. Ей сейчас около 94 лет. А поработать хотела бы с командой, которая создавала «Наследников». Люблю этот сериал.
РОЛИ И ПЛАНЫ
Переводчица / агент КГБ Саша в «Тетрисе», молодая чиновница Соня в «Последнем министре», любовница Рита в «Бывших», зенитчица Лиза Бричкина в «А зори здесь тихие» — всегда берешься за очень разные роли, но во всех будто есть что-то общее. Замечаешь это?
Конечно, все эти персонажи очень разные, но думаю, их может объединять жажда любви, поиск себя и чего-то вневременного. А еще они готовы признавать ошибки и меняться, расти.
У всех этих героинь еще и абсолютно разный облик. Где-то это обусловлено временем, где-то — характером, а где-то — униформой. Как бы охарактеризовала собственный стиль? Что любишь носить каждый день, а что — по особым случаям?
Мне очень нравится меняться для ролей, а сама часто в спортивной одежде, потому что с нагрузками в съемочный период важно быть в удобной одежде. Например, в Ирландии смены у нас начинались в 4:30 утра. А вообще, люблю все минималистичное и элегантное. У меня есть стилист, с которым уже долго работаем и подбираем образы на красные дорожки — Саша Новикова. Нравится вместе с ней творить.
Какую роль хотела бы сыграть больше всего? Она чем-то похожа на предыдущие работы или кардинально отличается?
Хотела бы повзаимодействовать с литературой, с великими произведениями. На ум пришел рассказ «Чистый понедельник» Бунина, где героиня устала от суеты обычной жизни и отправляется на поиск себя настоящей. Такие темы интересны сейчас.
Стала ли избирательнее в выборе проектов?
Стала. Для меня важно, насколько интересный и многослойный персонаж, а еще — быть с режиссером на одной волне, заниматься сотворчеством. Сейчас один из главных критериев отбора — смысловая нагрузка проекта, какие темы исследует, какие решения предлагает.
В следующем году выходит сразу три проекта с твоим участием: «Волшебник Изумрудного города», «Пираты галактики Барракуда» и «Реплика». Чего от них ждать?
На самом деле, премьер будет еще больше, но пока они не анонсированы и многие под секретом. Скоро также выйдет сериал «Дети перемен» на Wink и Start режиссеров Любови Львовой и Сергея Тарамаева, где я сыграла неожиданную и достаточно дерзкую роль.
Рассказывать про все эти проекты до трейлеров и официальных анонсов не могу (пока не разрешают), но точно скажу, что все они мощные, красивые визуально, и роли у меня в них драйвовые, чем-то даже эксцентричные.
Фото: Дарья Орлова, фестиваль «Пилот», город Иваново
Укладка: Татьяна Белякова, стилист AlterEgo Italy
Костюм: Viva Vox
Макияж: Елизавета Настусенко, визажист RBG
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7