Поиск

Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино

Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 1)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 2)
T

Только мы успели отдышаться от захватившего отечественные экраны «Слова пацана», о котором и говорить уже моветон, как все запойно посмотрели «Комбинацию». Новый сериал Юрия Быкова «Лихие», стартовавший на прошлой неделе на «Кинопоиске» и уже обещающий стать хитом, тоже переносит зрителя (как можно догадаться из названия) в 90-е. По просьбе BURO. киножурналист, автор телеграм-канала «кабинет доктора хали-гали» и ведущая подкаста «Кабинет Босфора» Ная Гусева размышляет, почему отечественные кинематографисты все чаще обращаются к прошлому и ударяются в ностальгию, а зрители тому рады.


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 3)

Российский кинематограф последние несколько лет словно страдает от страшного недуга и впадает в детство. Если верить Сарику Андреасяну, в производстве на сегодняшний день находятся 85 сказок. Нашего зрителя не только погружают в магические миры, но и возвращают к советскому наследию. ТНТ, например, замахнулся на ремейк «Бриллиантовой руки», после того как снял «Иван Васильевич меняет все» и «Самоиронию судьбы». Можно покрутить у виска и задаться резонным вопросом: неужели это кто-то смотрит? Цифры говорят, что новую версию «Ивана Васильевича» посмотрели почти 43 миллиона человек — рекордная трансляция для ТНТ за последние пять лет.


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 4)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 5)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 6)

«Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 7)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 8)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":33,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":2.7,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Иван Васильевич меняет все», 2023


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 9)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 10)

На самом деле, обращение к прошлому началось давно, если вообще когда-то заканчивалось. Еще в 2006 году Эльдар Рязанов попытался возродить классику и переснять «Карнавальную ночь». Со всем уважением к режиссеру, зрители назвали картину полным провалом.



Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 11)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 12)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 13)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 14)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 15)

«Карнавальная ночь — 2, или 50 лет спустя», 2006


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 16)

«Карнавальная ночь», 1956


Такая же участь постигла сериал Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» 1988 года. Режиссер сама же сначала сняла «Гардемарины 1787. Мир» в 2020-м, через три года — «Гардемарины 1787. Война», но не сыскала зрительского восторга. В 2023-м на арену вышел «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко, сорвал куш — и еще шире распахнул кинематографистам двери в прошлое.



Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 17)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 18)
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-55,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":2.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Гардемарины, вперед!», 1988


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 19)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 20)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 21)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 22)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 23)

«Гардемарины 1787. Война», 2023

«Гардемарины 1787. Мир», 2020


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 24)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 25)

«Чебурашка», 2023


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 26)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":51,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":2.7,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 27)

На вопрос, почему мы стараемся убежать в прошлое, ответил еще Зигмунт Бауман: в своей «Ретротопии» социолог объясняет стремление назад поиском утешения и стабильности. По его мнению, ретротопия — глобальная реакция общества на нестабильность и тревожность. Чем больше при таких условиях удастся натащить знакомых деталей из прошлого, тем проще будет пережить настоящее: в новогоднюю ночь, стоя на краю неизвестности, мы уже знаем, что год был тяжелым, но хотя бы смотрим приключения родного Шурика. В 2024 году на зрителей обрушились цветастые «Сто лет тому вперед», «Бременские музыканты» и «Летучий корабль», совсем скоро добавятся «Волшебник Изумрудного города» и «Огниво». Публика не успевает вынырнуть из приятной ностальгии, как ее снова поджидают ремейки и интерпретации: кинематографисты обращаются к нам с уже известными и предсказуемыми историями, символизирующими стабильность и общие ценности. Используя классические сюжеты, такие фильмы словно говорят, что прежние времена не так уж и устарели. Например, возвращение к образам, символам и идеям советского прошлого в кино предлагает образ идеального времени, где, как кажется, были более устойчивые социальные связи и традиции.


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 28)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 29)

«Сто лет тому вперед», 2024


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 30)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 31)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 32)

«Летучий корабль», 2024


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 33)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 34)

«Бременские музыканты», 2024


Сказки и коллективные ценности и правда сложно привязать друг к другу — хорошо, что у нас есть «Движение вверх» (2017) и «Стиляги» (2008). Спортивная драма Антона Мегердичева, который позже снимет «Сердце Пармы» (2022), установила рекорд по сборам для российского кинематографа, заработав более 3 миллиардов рублей в отечественном прокате. Картина на тот момент стала самой кассовой в истории нашего кино, обойдя предыдущего лидера — «Последнего богатыря» — и его 1,65 миллиарда рублей. В основе «Движения вверх» — реальная победа сборной СССР по баскетболу над командой США в 1972 году, что вполне соответствует нынешней политической ситуации. История успеха спортсменов транслирует ценности коллективизма, сплоченности и патриотизма, ассоциируемые с советской эпохой, и, несмотря на современные методы съемки и эффектность подачи, ностальгически напоминает о времени, когда идея единства доминировала в обществе. Без романтизации не обошлось: сюжет о советских молодых людях 1950-х годов в «Стилягах» воссоздает яркий образ той эпохи с ностальгией и идеализирует свободу самовыражения в условиях политического давления. Режиссер Валерий Тодоровский показал подчеркнутую дружбу, которая объединяет персонажей наперекор официальной идеологии.



Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 35)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 36)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 37)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 38)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 39)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 40)

«Движение вверх», 2017


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 41)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 42)
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-55,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":2.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 43)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 44)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 45)

«Стиляги», 2008


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 46)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 47)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 48)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":171,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":2.7,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 49)

Ощущение искренности и простоты, особенно после политических перемен, принесших новые возможности и формы самовыражения, для многих связано с 90-ми. Пока кто-то видит в «Брате» Алексея Балабанова идеал национального героя, другие надеются, что страшное время не вернется никогда. Юрий Быков часто обращается к темам, которые напрямую связаны с 1990-ми годами и их влиянием на современную Россию. На прошлой неделе на «Кинопоиске», например, стартовал его сериал «Лихие» — драма именно об этом периоде. Сам режиссер неоднократно подчеркивал, что его работы вдохновлены разочарованием: через него он раскрывает попытки простых людей справиться с системой, которая их не поддерживает, будь то борьба с владельцами бизнеса или противостояние коррупции. Можно предположить, что появляющаяся снова и снова тема 90-х как бы создает «ностальгический буфер» — возможность сравнить настоящее с прошлым и убедиться, что бывало и похлеще.


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 50)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 51)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 52)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 53)

«Брат», 1997


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 54)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 55)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 56)

«Лихие», 2024 

Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 57)

У повсеместной ностальгии есть и гораздо более приземленные причины — неготовность экспериментировать и нехватка инвестиций. Ремейки и пересказы известных историй, будь то русские народные сказки или советские фильмы, оказываются более экономически выгодными: культовые образы или сюжеты привлекают аудиторию, что особенно важно для индустрии, стремящейся минимизировать риски. На сегодняшний день что зрители, что кинематографисты и правда застряли, как жуки в янтаре, в неопределенности и страхе перед будущим. Стоит отдать должное: если бы с киноэкранов на нас обрушились экзистенциальные размышления, а не сказки, было бы еще тяжелее. Однако спрогнозировать появление новых сюжетов едва ли возможно: мы еще не вышли из острой фазы растерянности, чтобы начать зализывать раны. Одно ясно точно: Чебурашка, каким бы страшным он ни казался многим зрителям, не пытается нас напугать. Подумайте, что для многих ностальгирующих этот ушастый зверь стал единственным оплотом спокойствия.


Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 58)
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 59)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":216,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":3.7,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 60)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":216,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":3.7,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 61)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":216,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":3.7,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Ах как хочется вернуться: зачем и как ностальгирует российское кино (фото 62)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":216,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":3.7,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
false
767
1300
false
true
true
{"width":980,"column_width":40,"columns_n":12,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7