Гари Олдман: "Думаете, почему Джордж Клуни рекламирует эти кофеварки?"
Британский актер о киноиндустрии, телевидении и моде
Поводом встретиться с британцем Гари Олдманом послужил не так давно вышедший в прокат фантастический боевик "Планета обезьян: Революция", где актер играет одного из лидеров, выживших после эпидемии чудовищного вируса. Повод, конечно, один, а причин для встречи у нас было сразу несколько — в том числе, и желание узнать, почему Гари однажды решил стать моделью.
Гари, для вас "Планета обезьян" — это нечто особенное или просто очередной фильм?
Просто фильм. Хотя ты, конечно, чувствуешь деньги, вложенные в картину. Хорошо, что нам еще давали время на подготовку и репетиции. Когда я начинал работать в кинобизнесе, фильмы снимались по три месяца. Сейчас все хорошо считают деньги, огромные проекты снимают за шесть недель, а то и за три. Например, взять "Шпион, выйди вон!" — там на каждую сцену было по два дубля. Раз, два, двигаемся дальше!
Вы известны своими ролями в научно-фантастическом кино. Чего стоит только ваш злодей Зорг в "Пятом элементе" и его невероятная прическа...
О, эта чудовищная стрижка. (Картинно вздыхает. — Прим. ред.)
Кроме того, вы появлялись в "Темном рыцаре", а в этом году сыграли в "Роботе-полицейском". Получается, это ваш любимый жанр?
Нет! Совсем не самый любимый! Не знаю почему, но мне предлагают именно эти роли. Я нахожусь в руках киноиндустрии и того, что она производит. Также завишу от дружбы с режиссерами, их воображения и того, как они проводят кастинг. Понимаете, о чем я? Я всегда говорю, что если бы я остался жить в Англии, я бы никогда не сыграл Дракулу у Копполы. Я был бы эксцентричным Ремфилдом. Крис Нолан в "Темном рыцаре" решил, что я буду комиссионером Гордоном, а вовсе не злодеем, хотя британцам часто дают отрицательных персонажей. Это выглядит, как будто я люблю фантастические роли, а также макияж и парики, но это совсем не так.
Я знаю, что вы хотите снять собственный фильм. Он будет не фантастическим?
У меня есть мелодрама, которую я написал и пытаюсь запустить в производство. Вроде бы я нашел инвестора, но это заняло более двух лет.
Неужели не хотят вкладывать деньги даже под ваше имя?
У больших студий есть убеждение, что люди не хотят мелодрам. В то же время вокруг я только и вижу зрителей, смотрящих драмы, такие как сериалы "Подпольная империя", "Безумцы", "Настоящий детектив", "Фарго"... Они же страшно популярны!
Ваш фильм будет на них похож?
Да, но моя лента про XIX век, что еще сложнее произвести. Все, что мы видим в индустрии сегодня, — огромное количество актеров и большой недостаток режиссеров и инвесторов. Женщинам-актрисам еще сложнее. Вот вам пример: в прошлом году я сидел несколько месяцев без работы, платил по кредиту за дом, за частную школу для детей, а дохода не было. Потом мне позвонил агент, сказал: "Мэтт Ривз хочет предложить тебе роль в "Планете обезьян" и напишет письмо". Я подумал: "Ну слава богу, появилось, что делать!" В этом году тоже у меня работы пока не было. Появится ли она до конца года? Бог его знает. Так что у меня на столе не лежит стопка из двухсот сценариев, и я не думаю: "А не сняться ли мне в этом году в фантастике, а летом быстренько сделать какой-нибудь маленький независимый фильм?"
"у меня на столе не лежит стопка из двухсот сценариев, и я не думаю: "А не сняться ли мне в этом году в фантастике, а летом быстренько сделать какой-нибудь маленький независимый фильм?"
Вы сейчас ломаете мой стереотип о том, что знаменитым актерам присылают стопки сценариев, и они выбрасывают их один за другим в камин...
Глупости. Может быть, так живет Леонардо (ДиКаприо. — Прим. ред.) и еще несколько человек, которых можно сосчитать по пальцам. Думаете, почему Джордж Клуни рекламирует эти кофеварки?
Потому что любит итальянский кофе?
Скорее потому, что он любит свой итальянский дом на озере Комо и хочет его дальше успешно содержать, давайте будем честны друг с другом. (Смеется.)
А вот эта мелодрама, которую вы долго не могли запустить, не хотите переписать ее под телеформат, где больше денег?
Я думал сделать из нее мини-сериал на четыре части. Но сейчас нашел инвестора и пытаюсь уложиться в существующий бюджет полного метра. Сегодня все пытаются снимать в разных местах, где дают налоговые послабления. Моя история происходит в Калифорнии, около Сан-Франциско и в долине Напа в 1870-х годах. Скорее всего, мне придется снимать в Венгрии, Чехии или Канаде.
Сейчас все так делают...
Но я помню время, когда люди обсуждали за обедом новые фильмы. Теперь аудитория комментирует онлайн-эпизод очередного сериала. Телевидение наслаждается пиком, который киноиндустрия пережила в 70-х.
Почему так получилось?
Телевидение смелее и свежее. Там новые интересные идеи. Вот вы что думаете про киноиндустрию сегодня?
Есть некоторый застой. Снимают много комиксов, приквелов, продолжений...
Ремейки тоже везде и всюду.
То есть телевидение стало пионером сразу за двоих?
Возьмите "Во все тяжкие". Разве можно наркодилера представить героем большой голливудской мелодрамы? А в сериале — легко, и он был невероятно популярным.
Раньше на телевидении было клеймо примитивного жанра. В 80-х мы морщили носы: мы — киноактеры, а эти — просто на ТВ. Теперь нам всем нужна работа, островок безопасности становится все уже.
"В 80-х мы морщили носы: мы — киноактеры, а эти — просто на ТВ. Теперь нам всем нужна работа, островок безопасности становится все уже"
Если бы вас позвали в сериал, вы пошли бы?
Почему бы и нет?
Услышав ваши признания, хочу узнать: участие в рекламной кампании Prada в вашей карьере тоже случилось чисто ради денег или вам действительно нравится хорошо одеваться?
Меня греет мысль, что у меня есть чувство стиля. Думаю, я заслуженно получил приглашение посотрудничать. Однажды я даже вышел на подиум на показе Prada. Поехал для этого в Милан.
Легко вас было на это уговорить?
Миучча Прада пригласила меня лично участвовать в показе. Мой проход длился где-то 48 секунд.
Там были другие актеры?
Да, туда также приехали Тим Рот и Уиллем Дефо... Это пример того, как я совершенно не ищу каких-то событий и даже отказываюсь, но мне их предлагают все равно. В какой-то момент я не был страшно занят и сказал: "Хорошо, я поеду в Милан и сделаю это смеха ради".
Вы также собираетесь играть в детективной ленте "Малыш 44", действие которой происходит в сталинской России. Вас заинтриговал сценарий?
Мне нравится в том фильме историческая ценность. Это часть российской истории, которую мы редко видим на экране на Западе. Действие происходит в начале 50-х годов, в советском обществе царит утопическое настроение, и государство делает вид, что преступлений не существует. Они живут в прекрасной стране, и все неприглядное надежно спрятано. Это столкновение утопического фасада с реальной жизнью меня заворожило.