Кинобудни "Кинотавра": часть I
События первых дней киносмотра
Стартовав альманахом о любви к Петербургу и в Петербурге, «Кинотавр» продолжился фильмами уже конкурсными. Днем — короткометражными, по вечерам — полнометражными. Итоги программы короткого метра подвели накануне. Работы у режиссеров получились разные: с точки зрения и тем, и хронометража, и жанров. То в кадре актер (Павел Деревянко), играющий художника-страдальца в посредственном сериале с посредственным сценарием — из тех, что легко можно увидеть на любом федеральном канале, то обманутая жена (Любовь Толкалина), неспроста отправляющаяся на уроки рисования, то артисты Мастерской Петра Фоменко, которые переместились со сцены на экран, чтобы вернуться в советское прошлое и разыграть сюжет о не спящих в поезде попутчиках. Есть и социальные драмы, например «Враги» по пьесе Горького, и фарс («На дачу»), и даже что-то вроде мистического триллера («Богомол»). Известные актеры и актрисы сменяются не менее запоминающимися новичками, равно как и режиссеры, публике уже знакомые, чередуются с дебютантами: к примеру, Наташу Меркулову, представившую фильм «Сестры», мы помним по работе «Лестница Родченко» и, признаться честно, надеемся, что на «Кинотавр» она приезжает не в последний раз. Главный приз жюри программы короткого метра присудило работе Вадима Валиуллина «Кредит», отметив, что позавидовало смелости автора. Валиуллин в титрах своего фильма значится не только как режиссер и продюсер, но и как грузчик, водитель и представитель парочки других подобных профессий. Решение судейской коллегии на этот раз можно рассматривать как свидетельство того, что неоднозначные идеи на «Кинотавре» ценят — «Кредит» рассказывает историю девушки «из простых», пытающейся разобраться с ипотекой и на повышенных тонах непечатным текстом выясняющей в смс отношения с боссом. Подержанный айфон, купленный в рассрочку, пиво с «рыбкой» для мужа, сданные анализы и, наконец, ипотека с огромными процентами — здесь все подсчитано, все учтено и, говоря словами режиссера, только снег здесь идет бесплатно.
Первым конкурсным полнометражным фильмом стал показанный во вторник «Хороший мальчик» Оксаны Карас, роли в котором отданы Михаилу Ефремову, Александру Палю, Константину Хабенскому, Ирине Пеговой, Василию Буткевичу из Мастерской Брусникина и Иеве Андреевайте. Главным открытием «Мальчика» становится, впрочем, Семен Трескунов. Его герой, девятиклассник Коля Смирнов, подросток из находчивых и смышленых. Он и о твердых металлах может порассуждать, и обосновать действия маньяка-писуна (да, именно так) незакрытыми гештальтами. Отец Коли (Константин Хабенский) — известный ученый, одержимый собственными теориями и почти не выходящий из дома, мама — бухгалтер, на высокие материи не претендующая и с мужем старающаяся не спорить. Есть у Николая и старший брат, который всегда готов подсунуть перцовый баллончик вместо дезодоранта. Школа у Смирнова тоже весьма примечательная: директор (Михаил Ефремов) не только знает толк в машинах, но и проходит у учеников по разряду «крутых мужиков», что, согласитесь, для директора редкость. Усатый Станислав Ильич (Александр Паль) — учитель информатики и по совместительству любимый ученик завуча, химички, биологички, а также временного учителя по танцам (должен же кто-то подготовить школьников к важному празднику) в одном лице (Татьяна Догилева), влюбленный в «англичанку» Алису Денисовну (Иеве Андреевайте). В этом Коля готов составить ему конкуренцию, хоть не прочь приударить и за директорской дочкой, десятиклассницей Ксюшей, внимания которой еще нужно добиться.
В этом маленьком школьном мире находится достаточно места для фарса — чего стоит хотя бы тот самый маньяк в пальто и без штанов. Шутки сценаристам Михаилу Местецкому и Николаю Кантору явно удались, как и сюжетные повороты, так что шесть дней из жизни школьника Смирнова подтверждают — скоро в прокате появится весьма уверенная и по-настоящему смешная русская комедия.
Следом за «Хорошим мальчиком» во второй конкурсный день показали документальную работу Ольги Столповской о ее жизни с победителем «Русского Букера» Александром Снегиревым. Время режиссер и писатель проводят преимущественно в своем загородном доме, где частенько собираются шумные компании, состоящие преимущественно из окололитературных кругов. В Москве они тоже бывают — собирают справки на усыновление ребенка. Здесь же, возле подъезда, была обнаружена бездомная собака, мимо которой Снегирев пройти не смог. Разговоры о кризисе, ремонте, обстоятельное обсуждение первого опыта посещения школы приемных родителей — о Снегиреве-человеке мы успеваем узнать немало. Режиссер, вероятно, подразумевает, что о Снегиреве-писателе мы знаем и так, и, будто спохватываясь, в финале предлагает ему прочитать рассказ, которым и заканчивается повествование. Однако такие бытописательные истории подходят, скорее, героям культовым — тем, про которых хотят узнать все и сразу: и как живет, и чем живет, и где живет. Определенно, есть желающие разобраться и среди ценителей творчества Александра Снегирева, но менее подготовленные зрители такого подробного исследования жизни писателя могут и не оценить.
Фильм «Врач», показанный тем же вечером, вернул полный зал Зимнего театра в мир игрового кино. Свой режиссерский дебют Гоша Куценко (в титрах фигурирующий как Юрий) посвятил врачам и тем, кого спасти не удалось. В этом проекте он стал и режиссером, и сценаристом, и актером, играющим Юрия Михайловича (или просто Юм) — гениального нейрохирурга, любителя женщин и хороших шуток, проводящего дни, а иногда и ночи, за операциями на мозге. Работает Юм не в Москве — и здесь режиссерский реверанс в сторону врачей из регионов оказывается очень уместен. Рассказывая эту историю, Куценко даже не пытается сбавить эмоции. Сюжет показывает, что тот диагноз, который так сильно боится услышать каждый, может поджидать и первую любовь, и коллегу, десятилетиями спасающего от этой самой болезни. Эмоциональность — это, пожалуй, то, что временами «Врачу» мешает: талантливый доктор с выражением произносит монолог за монологом и никаким спасителем человеческих жизней себя не считает, а начинается фильм так и вовсе с клятвы Гиппократа, но так и бывает, когда кто-то сильно тебе нравится и ты непременно хочешь его отблагодарить — а именно так относится режиссер Куценко к врачам. К некоторому равновесию приводит врачебный юмор, вовремя сбивающий пафос Куценко-сценариста, ну а напоминание о том, что это дебют, и вовсе становится поводом порадоваться — на одного режиссера в стране стало больше.