"Трудно быть Богом" Германа-старшего: мнение экспертов
Первые отзывы кинокритиков на последний фильм великого режиссера
Итальянский писатель Умберто Эко стал первым европейским зрителем "Трудно быть богом". По его собственному признанию, после просмотра последнего фильма Алексея Германа-старшего ему потребовалось несколько дней, чтобы прийти в себя. Сейчас к Эко присоединились ведущие кинокритики Росссии и мира. Они смогли посмотреть ленту на Римском фестивале, где режиссер был посмертно награжден премией за вклад в киноискусство.
Мы собрали первые рецензии на фильм "Трудно быть Богом", трехчасовую экранизацию Германа-старшего романа Братьев Стругацких.
Андрей Плахов для "Коммерсантъ":
Этот фильм полон отчасти ожидаемых, но все равно невероятно смелых чудес. Чего стоит волшебное преображение Леонида Ярмольника в трагического героя Румату — амлета XXI века. Отдельного анализа требует изобразительная ткань картины, снятой Владимиром Ильиным и Юрием Клименко. Но, пожалуй, сильнее всего воздействует на подсознание драматургическая композиция картины, имеющая больше общего именно с картиной, живописным полотном, чем с экранизацией романа или пьесы. Невероятная плотность кадра побуждает вгрызаться в материю экрана и рассматривать ее по кусочкам, по фрагментам, по деталям, пытаясь выстроить в своей голове целое. Это целое, если кратко суммировать, состоит в том, что трудно быть зрителем, бесстрастным созерцателем чужих страданий. Трудно быть богом, решающим судьбы живых существ. А труднее всего быть просто человеком с отведенной ему функцией винтика истории, но, к счастью или несчастью, наделенного совестью. Будь то в Арканаре или на Земле.
"Пугающие выводы, да еще и в сочетании с трудновыносимым радикализмом художественного языка, в очередной раз опередившего свое время: для кого эта картина? Показ в Риме дает первый возможный ответ на этот вопрос. Итальянцы, с их терпеливым вниманием к искусству — от классического до самого авангардного, — оценили уникальный сплав архаики и новаторства, эксперимента и традиции. Германа в этом году им представили, по сути, впервые. Сначала в Венеции с огромным успехом прошел показ отреставрированной копии фильма "Мой друг Иван Лапшин" (не лишне ее было бы увидеть и россиянам, но об этом пока речи нет), теперь в Рим привезли "Трудно быть богом". Зрителей, по сути, поставили перед фактом появления в Пантеоне еще одного великого режиссера — и они поверили, что он этого достоин. Очередь за остальными. Со следующего года "Трудно быть богом" перестает быть мифом и становится реальностью."
Лариса Малюкова для "Новой газеты":
Фильм длиною почти в жизнь одушевлен таким состраданием, желанием заполнить прошлое сердцебиением сиюминутного, что кажется — сам экран болит, пульсирует, задыхается, как сердце, только что трепетавшее в руках арканарского бога.
"Хронометраж в три часа, кровь, слизь, грязь, струпья, потроха и гниение, абсолютный авторский произвол, выразившийся и в совершенно наплевательском отношении к сюжету — я еще в школьные годы читал роман и тогда же видел советско-немецкую экранизацию Петера Фляйшмана, помню не супер, но думаю, что узнать текст Стругацких в густом черно-белом экранном мороке трудно. Вот Эко написал, подразумевая концентрацию насилия на экране, что рядом с Германом даже Тарантино — Уолт Дисней; в таком случае рядом с этой экранизацией главных советских фантастов даже "Сталкер", мало что оставивший от "Пикника на обочине", хрестоматийная версия."
Картина Алексея Германа-старшего "Трудно быть Богом" выйдет в российский прокат в феврале.