«Минотавр», «Сияние», «Нерв»: что нужно знать о новой постановке «Лабиринт» в Большом театре
В Большом театре премьерят три одноактных балета под общим названием «Лабиринт». Постановка расскажет о вневременных составляющих жизни каждого человека с помощью современного танца. Подробнее о проекте компании MuzArtS и о тех, кто приложил руку к его созданию, — в материале BURO.
О работе над «Лабиринтом»
«В своих проектах я задаю тему, но оставляю возможность свободы выражения хореографу. Я предоставляю ему карт-бланш для творчества», — признается режиссер Юрий Баранов, а следом добавляет, что само название носит для него, как автора проекта, скорее философский смысл. «Это представление о нашей жизни как о бесконечном лабиринте, где мы находимся с рождения до самой смерти, где мы ломаем стены и воздвигаем новые, встречаем на своем пути людей и расстаемся с ними».
Работа над постановкой растянулась почти на полтора года: сперва свою лепту внесла пандемия, затем — политика. Вместе с тем Баранову удалось собрать сильную профессиональную команду и объединить сразу три балета, над одним из которых работал хореограф Патрик де Бана.
Отделение 1
«Сияние»
«Лабиринт» открывается «Сиянием», сюжетно связанным с научно-фантастическим романом Олафа Стэплдона «Создатель звезд», который повествует о человеческом разуме и эволюции Вселенной. Но в балете Юрия Баранова произведение служит только фоном. На первый план выводятся переживания главного героя — простого человека, решившего однажды изменить свою жизнь. Его играет Ильдар Гайнутдинов — дебютант этого года на сцене Большого.
За хореографию и сценографию отвечала Ольга Лабовкина, лауреат «Золотой маски», чей стиль отличает максимальная свобода. Но речь здесь вовсе не о вольной интерпретации режиссерского замысла. «Она дает возможность танцовщикам раскрыть природную индивидуальность, что способствуют преображению написанного персонажа. Работая над героем, мы можем многое привносить в него из личного опыта», — рассказывает Ильдар Гайнутдинов.
Вовлеченность и тотальное погружение артистов в своих персонажей выходят за рамки сцены — и переключаются на зрителя. Тут он не просто сторонний наблюдатель, а полноценный участник, который отправляется вместе с героями «Сияния» в ментальное путешествие. Что для этого нужно? Просто подключить воображение — обо всем остальном позаботились композитор, художники по костюмам, свету и видеопроекциям. Не обойдется, кстати, и без ответов на волнующие вопросы о природе человека, разума и поиска новых смыслов.
Отделение 2
«Нерв»
Тонко чувствуя напряжение сегодняшнего дня, команда Большого сделала «Нерв» вторым балетом в «Лабиринте». Это своего рода продолжение поиска человеческой идентичности, затронутой в «Сиянии», а также размышление о последствиях глобального непонимания между людьми.
Тандем композитора Василия Пешкова и хореографа Анны Щекленой повествует о неосознанной, но сильнейшей травматизации друг друга, исследовании чувств и эмоций человека во всех проявлениях. Этот балет — не только о том, как люди теряют способность к разумной коммуникации, но и о возможностях в поисках новых путей для достижения взаимопонимания.
Отделение 3
«Минотавр»
Прямо процитировать пьесу Хулио Кортасара «Цари» было бы слишком просто для Юрия Баранова. Он представляет необычную и местами парадоксальную трактовку древнегреческого мифа. И если в кортасаровской версии интерес вызывает трансформация чувств Ариадны (она влюбляется в сводного брата Минотавра, а не в Тесея), то Баранова интересуют отношения Минотавра с матерью Пасифаей (в «Царях» этот сюжет отсутствует), а также борьба Минотавра с самим собой. Для раскрытия его противоречивого внутреннего мира на сцену выводятся сразу четыре персонажа.
Главная роль здесь, как и в «Сиянии», отдана Гайнутдинову. «Над „Минотавром“ работал хореограф-постановщик Патрик де Бана. Этот балет в корне отличается от „Сияния“ и в принципе всего того, что я делал раньше, — отмечает он. — Почти год назад я начал репетировать „Фавна“ с хореографом Сиди Ларби Шеркауи. Тогда передо мной стояла задача кардинально перестроить физический аппарат — нужны более плавные движения, сосредоточенность на внутренних процессах тела. В „Минотавре“ я снова полностью перевоплощаюсь, в том числе с технической точки зрения. Этот балет, по словам де Бана, посвящение не только матери Минотавра, но и моей».
Сам же де Бана уверен, что лучшей наградой для него будет полная тишина в финале спектакля — без аплодисментов, без криков «браво».
«Минотавр»
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7