Азбука музыкальных жанров: арт-рок
Новый спецпроект Buro 24/7
В новом спецпроекте "Азбука музыкальных жанров" Buro 24/7 расскажет о том, чем отличается new wave от панк-рока, что такое бабблгам-поп и кого можно по праву считать "лицом" того или иного жанра. Представлять жанры и направления мы будем в алфавитном порядке, и первым в нашем списке станет арт-рок.
1960-е
Все началось в Великобритании конца 60-х, когда The Beatles устали быть "битлами" в черных костюмах и с короткими стрижками, отрастили усы и бороды и предстали в новом, ярком обличье. В пластинке Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band уже звучали духовые и струнные, а четверка в угловатых черных пиджаках из баловней судьбы превратились в "Оркестр Сержанта Пеппера". Так и зародился арт-рок — узкое ответвление классической рок-музыки с вкраплениями классики и джаза. Параллельно с "битлами" первый концептуальный альбом готовили The Beach Boys — их пластинка Pet Sounds, все песни в которой были объединены идеей конфронтации человека с окружающим миром, вышла в 1966 году. Следом за ними группы Jethro Tull, the Moody Blues, the Nice, Pink Floyd и многие другие стали выпускать первые альбомы арт-рок-экспериментов, а The Doors написали два признанных арт-рок-произведения: When The Music's Over и The End.
The Beach Boys
1970-е
В 70-е стало понятно, что арт-рок — не просто новый музыкальный жанр, выходящий за рамки привычной рок-музыки, но и целое музыкальное движение, превращающее живое выступление в настоящее шоу. Например, в 1972 году на шоу в Дублине в рамках тура Foxtrot фронтмен группы Genesis Питер Гэбриел вышел на сцену в красном платье и с головой лисы. "Когда я вышел на сцену, все были откровенно шокированы, — вспоминает Гэбриел. — Я считал свой наряд забавным, но остальные участники испытывали большую неловкость". Неловкость испытывали все, но только поначалу: вскоре сцену поразил феномен Дэвида Боуи, привыкшего выступать в золотых мантиях и цветных комбинезонах, а если на нем и была обычная одежда, то на ногах обязательно были туфли на каблуках. Время расцвета арт-рока характеризуют как время "кто во что горазд": поверх привычных басов и ударных солист Jethro Tull Йен Андерсон играл на флейте, The Velvet Underground вплетали в свои мелодии все больше элементов нойза и панка, Electric Light Orchestra добавили к стандартным рок-инструментам скрипки и горны, британская группа Yes во время выступлений экспериментировала со звуковыми и световыми эффектами, а участник Roxy Music Брайан Ино мешал рок-музыку с электронным стилем эмбиент.
Питер Гэбриел, Париж, 1973
Брайан Ино
Дэвид Боуи
Electric Light Orchestra
Дэвид Боуи
The Velvet Underground
Jethro Tull и Be-Bop Deluxe
1980-e
Две ключевые фигуры арт-рока 80-х — американская экспериментальная певица Лори Андерсон и британка Кейт Буш, работающая на стыке рока и поп-музыки. В арсенале Лори Андерсон — скрипка, синтезатор и ударные, а также один стопроцентный хит, сингл O Superman, достигший второй строчки в музыкальных чартах Великобритании. Чуть позже компания The Warner Bros. сделала Лори подарок, сняв ролик на эту песню-речетатив, исполненную в духе минимализма, и показал его в нью-йоркском MoMA. А вот в одной из песен Кейт Буш середины 80-х — Hello Earth с альбома Hounds Of Love — звучит фрагмент из грузинской народной песни "Цинцкаро". Подобные эксперименты Буш проводит до сих пор: к примеру, в ее прошлогоднем альбоме 50 Words For Snow в качестве фонового звука был использован звук падающего снега.
Laurie Anderson
Обложки альбомов Кейт Буш The Red Shoes и Лори Андерсон O Superman
1990-e — наши дни
В 1990-е и нулевые волна попыток раздвинуть границы рок-музыки совсем утихла, и на сегодняшний момент есть лишь несколько музыкантов, кого можно было бы причислить к арт-року. Среди них — The Flaming Lips, балансирующие на грани альтернативного рока и неопсиходелической музыки, с "многослойными" аранжировками, странными обложками альбомов (достаточно вспомнить последнюю пластинку The Flaming Lips And Heady Fwends с экземплярами настоящей крови музыкантов) и сумасшедшими выступлениями, во время которых фронтмен группы Уэйн Койн может запросто прокатиться по рукам фанатов в огромном "мыльном" пузыре или взобраться на спину медведю. А если по-честному, то границы музыкальных стилей сегодня настолько стерты, что психоделическую музыку и не отличишь от арт-рока, а арт-рок — от нойза. Что, впрочем, и неважно, особенно если на творчество наших современников вдохновили те самые герои 70-х: Боуи, Ино, Гэбриел и Андерсон.
The Flaming Lips
Deerhoof
Подготовила: Екатерина Ухлинова