Поздравления маэстро: как проходила репетиция концерта в честь дня рождения Юрия Башмета
В концертном зале имени П. И. Чайковского
Свой день рождения Юрий Башмет решил посвятить путешествиям Чайльд-Гарольда, выбрав для этого не только первоисточник — классическую симфонию Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии», но и интерпретации на ту же тему: серенаду Олега Фельзера And Harold again («И снова Гарольд») и симфонию-балладу Александра Чайковского «Гарольд в России». Назвав концерт «Три Гарольда», именинник и не думал начинать его с симфонии Берлиоза — это было бы слишком просто. Появившись на сцене с альтом в руках и уже из-за кулис начав наигрывать основную партию, Башмет попросил зрителей запомнить мотив и пообещал, что он будет узнаваем в произведениях Фельзера и Чайковского, Гарольд которых оказался на полтора века старше, чем Гарольд Гектора Берлиоза.
Первой звучавшей в этот вечер вариацией на тему оказалось произведение для камерного оркестра, написанное Фельзером. Закончилось его исполнение весьма неожиданно: именинник, солировавший на альте, за бокалом шампанского принимал поздравления дирижера (Денис Власенко). После весьма продолжительных аплодисментов Башмет объяснил: композитор, конечно, имел в виду не его день рождения, но звук соприкасающейся друг с другом стеклянной посуды в партитуре действительно прописан — правда, граненые стаканы заменили на более подходящие случаю бокалы.
Паузу, необходимую для того, чтобы камерный состав симфонического оркестра «Новая Россия» успел смениться на полный, Юрий Башмет заполнил весьма умело. Заметив, что в такой день можно поговорить и о личном, он вспомнил ситуацию, произошедшую с ним на гастролях в Италии. Речь шла о забытом фраке и необходимости выходить на сцену прямо в джинсах — благо, они, как и носки, оказались черными. Кстати, тот концерт, по словам музыканта, стал одним из самых удачных его совместных выступлений с дирижером Валерием Гергиевым.
Несколькими сюжетами из своей жизни Юрий Башмет поделился и во втором акте концерта, не забыв рассказать историю создания симфонии «Гарольд в Италии»: ее Берлиозу заказал Паганини, попросивший написать сочинение специально для альта. Здесь-то и развернулась в полной мере тема путешествий Чайльд-Гарольда, интерпретированная Фельзером и Чайковским. Закончив исполнение, Башмет поблагодарил зрителей за то, что во имя искусства высидели непростой концерт — ответом ему, разумеется, были овации.