Как работать с домашним текстилем. 8 марок, которые создают одежду из полотенец и скатертей
После выхода новой коллекции Marine Serre, в которой некоторые вещи были выполнены из старинных вышитых скатертей и льняных полотенец, в телеграм-каналах возникли волнения: мол, подобную идею не так давно воплотила Юлия Пелипас, автор апсайкл-бренда Bettter. Однако новым этот прием не назовешь: использование винтажного интерьерного текстиля, как и винтажных тканей вообще, давно стало нормой.
В 2016 году вещи из вафельных полотенец вошли в коллекцию «Художник дома», созданную Олей Глаголевой в соавторстве с художницей Лизой Смирновой. А изделия из антикварных скатертей и подзоров с ручными вышивками в разное время показывали дизайнер марки Odor Никита Калмыков и арт-студия February First. И, конечно, нельзя не вспомнить нью-йоркский бренд Bode, известный куртками и рубашками из североамериканских стеганых одеял, и дуэт Chopova Lowena, задействовавший в своей работе кухонные полотенца с британских блошиных рынков.
Подобного текстиля — домашних скатертей, вышитых и апплицированных вручную, ажурных вязаных салфеток и прочего — очень много на развалах в Европе и США, стоят они дешево, поэтому неудивительно, что местные дизайнеры часто используют этот актив. В нашей стране такие вещи сохранились разве что в личных архивах, и, как правило, они дороги для своих владельцев, а потому редко используются в апсайклинге.
Après Ski
Лючия Вергара из Барселоны призналась, что самоучка: ей хотелось изучать моду, но она потратила деньги на образование, одобренное родителями. Как-то она познакомилась с дизайнером, который предложил ей сотрудничество, и начала учиться всему в процессе, но из-за кризиса однажды осталась без работы. Чтобы поддержать себя финансово, Лючия делала украшения, которые сначала расходились по друзьям и знакомым, а после выросли в полноценную марку. Одежда в активе Après Ski появилась совсем недавно: «Сначала у меня не было даже бирок и логотипа бренда. Я делала снимки на телефон, поскольку все сидели дома взаперти». Зато были антикварные ткани, старинные пуговицы, скатерти с ручными вышивками, которые и легли в основу коллекции.
3 Women
Основательница калифорнийской марки Кристал Ёрли долгое время занималась продажей винтажа и секонд-хенда. Одежда «из вторых рук» до сих пор есть в ассортименте магазина, но значительное место в нем занимают и вещи из переработанного текстиля, в частности из старинных мешков для муки и риса. Все они создаются небольшой командой женщин, примкнувших к проекту. Многие изделия отшиваются по индивидуальным заказам, причем клиентам предлагают стать соавторами дизайна, выбрав фрагменты тканей по собственному вкусу. Для Кристал и ее делового партнера Натали Мамфорд 3 Women — это не столько модный бренд, сколько сообщество единомышленниц, решивших сделать мир чуточку лучше.
Таня Тур
Таня Тур живет и работает в Бресте, создавая удивительно артистичные вещи. Девушка признается, что формат массового производства ей откровенно чужд и что она получает огромное удовольствие от самого процесса шитья. А еще она любит, чтобы у каждого материала, взятого в работу, была своя история, поэтому коллекционирует самый неожиданный текстиль. «Традиционные формы костюмов, рушники, вышивки, домашнее ткачество настолько неприхотливы, универсальны и современны, что их можно сочетать с самыми смелыми решениями, соответствующими новым веяниям времени, — говорит Таня. — Поэтому я нахожу артефакты и смело использую их, будь то домотканое покрывало или плюшевый ковер, вышивка крестиком или столовые скатерти».
Hôtel Vetements
Александра Хартманн уехала из родной Франции, чтобы изучать моду в Скандинавии, потом стажировалась Henrik Vibskov. Однажды она наткнулась на старые шторы возле отеля в Париже, что и стало точкой отсчета для ее марки. Вещи Hôtel Vetements шьются из занавесок, обивки мягкой мебели, постельного белья, скатертей, прованских хлопковых простыней. Некоторые материалы действительно антикварные, как шелковые шторы из отеля Ritz, датированные позапрошлым веком. Философия бренда — «уважать каждый кусок ткани за честную историю, которую он рассказывает». Самое сложное в такой работе, по словам Александры, понимать, что винтажная ткань диктует свои правила, что нужно внимательно присматриваться к каждому кусочку и адаптировать под него свои идеи, а это процесс, который занимает немало времени.
Rentrayage
В 2016 году Эрин Битти закрыла бренд Suno и переживала не лучшие времена, осмысляя все происходящее в индустрии моды. Rentrayage возник как вдохновение идеями Луиз Буржуа, а для названия было выбрано французское слово, означающее «исправить» и «восстановить целостность». В коллекции бренда есть рубашки, остроумно собранные из разных элементов, деконструированные подержанные толстовки и футболки, украшенные забавными пестрыми оборками. А еще — топы и платья из вышитых скатертей: несмотря на выбранный материал, их силуэты выглядят очень современно.
1000morceaux
Детство Никиты Деделя прошло в путешествиях, и уже тогда он начал задумываться о том, как разные люди в разных местах выражают себя через одежду. Рассказывает, что когда его семья жила в Канаде, то мама находила красивый текстиль в лавках антиквариата и шила из него, так что бережное отношение к материалу передалось дизайнеру по наследству. Никита считает, что, не уделяя внимания качеству и труду, заложенному в создании самой ткани — а он обнаруживает винтажный текстиль для своих коллекций повсюду, у коллекционеров и друзей, на eBay и «Авито», — невозможно добиться эффекта действительно уникальной вещи, с которой владелец не захочет расставаться и сделает ее частью своей личной истории.
Selina Sanders
Год назад художница из Калифорнии Селина Сандерс наткнулась в социальных сетях на сообщество людей, которые назло пандемической изоляции публиковали фотографии в красивых нарядах, в том числе сшитых самостоятельно. Это вдохновило Селину настолько, что она взяла полотенце с цветочным рисунком, винтажное стеганое одеяло и сшила из них свою первую вещь, а через некоторое время о топах из кухонных полотенец и вязаных салфеток уже писал Vogue. Примечательно, что Сандерс не переполняет магазин готовыми вещами, а публикует фотографии материалов, из которых можно выполнить изделие на заказ. Кроме того, покупатели могут ей отправлять свои ткани, и она может скомбинировать их с текстилем из собственной коллекции.
Polyhedron
Вера Петряева рассказывает про топ, который сделала, когда жила в Барселоне, — в качестве основного материала в нем была использована плетеная скатерть, найденная здесь же в антикварном магазине. Эстетика марки Polyhedron во многом сформирована материалами: к примеру, в двух последних коллекциях для брюк, жакетов и юбок была выбрана вафельная ткань, из которой принято изготавливать халаты, а для кейпа применялись махровые полотенца с необычным рисунком в виде змей и лестниц. Практически в каждой вещи скрыта целая история: «Однажды я использовала гобелен с “Поцелуем” Густава Климта, — говорит Вера, — купленный мною лет в тринадцать на Арбате на деньги, полученные на день рождения от родителей. У них дома я и нашла его пару лет назад».