Как выживают российские марки в период пандемии коронавируса
Как глобальный кризис повлиял на производство? Что можно предпринять для сохранения компании, команды, клиентов? Стоит ли начинать работу над будущими коллекциями или лучше продолжать ждать? Кризисными сценариями и своими способами выживания с BURO. делятся дизайнеры и управляющие российских модных марок.
«До 15 марта наш бизнес чувствовал себя как ни в чем не бывало, — вспоминает генеральный директор 12Storeez Иван Хохлов. — Однако мы все равно собрались с командой, чтобы проработать кризисные сценарии. Все они строились из расчета, что вместо запланированных 120% роста мы получим 80%». Но в воскресенье команда бренда увидела совсем другие показатели: посещаемость торговых центров резко упала, продажи снизились на 50% по сравнению с предыдущей неделей.
В 12Storeez оперативно пересмотрели свои действия: были скорректированы планы по размещению заказов на осень, объявлено о 30-процентных скидках (при том, что бренд не проводит распродаж в течение года). Доставка стала бесплатной. В ближайшее время стартует акция, при которой можно сдать вещь 12Storeez и получить скидку на следующую покупку, а также добавится опция примерки при доставке, чтобы клиентам было удобнее заказывать онлайн.
Osome2some
Сильный спад с 16 марта отметили основательницы марки osome2some Наталья Бузакова и Анна Андриенко. Бренду пришлось запустить бесплатную доставку по всему миру и предоставить максимальную скидку — 30% — совершенно на все позиции, включая представленную на днях новую коллекцию. «Это было сложное решение, но действительно самое важное сейчас — сохранить компанию, наших сотрудников и выйти из кризиса достойно и с новым опытом», — рассказывают девушки. Сегодня шоурумы osome2some в Москве и Петербурге открываются только по предварительной записи: так комфортнее для персонала, и это помогает избежать скопления людей.
«Сделали максимальную скидку на все, включая новую коллекцию. Сложное решение, но самое важное сейчас — сохранить компанию и наших сотрудников»
12Storeez
Продажи марки I AM Studio одним днем — 17 марта — упали в несколько раз. «Покупать резко стали меньше — как офлайн, так и онлайн, — говорит основательница бренда Дарья Самкович, — люди озабочены другими вопросами. Почти всех сотрудников, кроме портных, конструкторов, продавцов и работников склада, мы перевели на удаленный режим работы». В эти дни в компании думают о том, чтобы отказаться от выпуска круизной коллекции и сократить коллекцию сезона осень-зима 2020.
У 12Storeez продолжают работать 27 офлайн-магазинов, и понятно, что большую долю расходов составляют арендные платежи. «Мы будем договариваться о более льготных условиях с руководством торговых центров из-за снижения посещаемости, — говорит Иван Хохлов. — Сейчас представители ТЦ предлагают снижать арендные платежи только в следующих месяцах, но никто из ритейлеров к таким условиям не готов, у всех резко сократился денежный поток. Большинство ритейлеров либо остановят платежи на следующей неделе, либо уже сделали это». По словам Хохлова, это не единственная сложность, с которой столкнулась компания: «Март — апрель — это ведь еще и период погашения всех налоговых платежей за прошлый год, время авансов по налогу на прибыль. И у нас первый квартал будет закрываться со значительным убытком: мы должны заплатить налоги, исходя из результатов последних месяцев. Вдобавок на бизнесе скажется новый валютный курс: себестоимость осенней коллекции 12Storeez резко выросла, а вместе с ней — и наши депозитные платежи, которые мы должны переводить фабрикам уже сейчас».
J. Kim
Эффект от пандемии сказался и на небольших марках. Например, дизайнер Женя Ким не успела отправить несколько заказов весенне-летней коллекции: один магазин уже закрылся на карантин, а поставка в другой невозможна, потому что вышивку делают в Узбекистане — в стране, закрывшей свои границы. Во время работы шоурума Dear Progress в Париже, где была представлена новая коллекция J. Kim, байеры отменяли встречи из-за только разворачивающейся эпидемии. Сегодня у дизайнера два подтвержденных заказов на сезон осень-зима 2020, от трех байеров еще ждут ответа. «Два последних года я разрабатываю коллекцию в Узбекистане, — говорит Ким, — сейчас не могу улететь туда, потому что нет перелетов. Пока не думаю о будущих коллекциях и занимаюсь текущими делами — например, во вторник запускаю онлайн-магазин»
Дизайнер марки Inshade Мария Смирнова вспоминает обстановку в Париже, где тоже представляла коллекцию через Dear Progress: «Обычно город и квартал Марэ просто наводнен красивыми людьми и профессионалами из разных областей индустрии. Везде знакомые и коллеги. В этот раз было совсем не так. В последние часы перед вылетом из Москвы нас не покидало ощущение, что коллекцию мы будем показывать самим себе. И действительно, байеры многих крупных мультибрендов отменили поездки и не стали делать заказы, многие наши постоянные клиенты тоже не приехали. Несмотря ни на что, нашим агентам удалось собрать заказы на следующий сезон, было даже несколько новых клиентов из разных стран, посетители в шоуруме всё же были в течение всего периода. В некоторые дни их было успокаивающе много — одновременно приходили байеры трех-четырех магазинов. Но нельзя не отметить осторожность, с которой они делали селекшн, понимая, что кризис уже с нами». Смирнова говорит, что многие байеры сократили заказы уже по возвращении из поездок — скорее всего, сказалось существенное падение онлайн-продаж и самоизоляция клиентов. После Парижа Inshade поехали на Неделю моды в Токио, которую отменили, а по возвращении в Москву команда марки также заперлась в самоизоляции. «Оказалось совершенно невозможным планировать презентацию и клиентский день, — говорит Мария. — Повисла тревожная пауза: нашу коллекцию никто так и не видел в реальности. Только лукбук».
«Байеры с такой осторожностью делали селекшн, понимая, что кризис уже здесь с нами»
My812
Есть и несколько духоподъемных примеров — чаще у совсем нишевых локальных брендов. Например, количество заказов у петербургской марки Vatnique не просто не уменьшилось, а даже возросло после анонса новой палитры. «Мы работаем в прежнем режиме, без изменений, — делятся сооснователи бренда Алексей Сорокин и Кирилл Ступченко. — Vatnique — продукт вне сезона и вне времени, никакие социально-экономические турбулентности серьезно не влияют на нас. В апреле анонсируем новую капсулу и новый продукт, а в мае представим новый ритейл-проект @deficit.store». Еще одна марка из Петербурга — My812 с вещами превосходного качества — также продолжает обрабатывать и отправлять международные заказы. Заказы из Китая, кстати, у My812 продолжали поступать даже в период эпидемии.
«Для новой коллекции будем использовать подушку безопасности — запас тканей со склада»
Бренд KRAKATAU с производством и большей частью команды в Китае после завершения пиковой фазы эпидемии в стране вернулся к привычному режиму работы. Что любопытно — марка не собирается снижать обороты. «Конечно, люди сейчас подвержены панике и больше заняты мыслями о выживании, чем об одежде, — говорят представители бренда, предпочитающие давать комментарии анонимно. — Но мы видим, как развивается ситуация в Китае, где эпидемия началась на два месяца раньше, и понимаем, что эффект краткосрочный. Там люди уже расслабились, снова ходят по магазинам и хотят выглядеть красиво. В то же время в Европе сейчас, можно сказать, не осталось ни одного открытого магазина».
Отток клиентов — не единственная проблема в новой реальности, связанной с пандемией. 70% ассортимента марки 12Storeez, например, производится в Китае, и если текущую коллекцию бренд успел произвести до китайского Нового года, то с осенне-зимней коллекцией, по словам гендиректора, уже чувствуется опоздание на 2–3 недели в производстве материалов.
Inshade
Марка Inshade готовит заказ для американского оптового клиента, но последняя новость о закрытии итальянских фабрик сильно тревожит. «У нас в Италии забронирована ткань — очень специальная, которую будет не просто заменить на что-то другое, — рассказывает Мария Смирнова, — очень надеемся, что она все-таки сможет выехать каким-то образом, но никаких гарантий получить сейчас невозможно». Бренд osome2some для осенне-зимней коллекции собираются использовать «подушку безопасности» — запас тканей со склада в Петербурге.
Маски Inshade можно заказать на сайте — и таким образом поддержать бренд в непростое время
Леся Волчок-Русакович, дизайнер Otocyon — о трудностях марки во время пандемии
«У Inshade нет таких ресурсов, чтобы переждать, — честно признается создательница бренда. — Мы все вкладываем в дело и сейчас думаем о выживании, как платить аренду и зарплаты. В этой ситуации привлекать к работе большие коллективы производств и стимулировать продакшн — опасно. Необходимо заботиться о здоровье людей и их семей». Смирнова рассказывает, что необходимость всякой активности ставит владельцев бизнеса перед сложным моральным выбором. Они сократили темп, свели физическое общение на нет, не принимают в шоуруме клиентов, осуществляя только онлайн-продажи. Как и многие другие небольшие бренды, Inshade стали еще активнее коммуницировать с аудиторией через соцсети: предложили подписчикам помощь и попросили помощи у них, выпустили маски для себя и своих близких, которые можно заказать у них на сайте — и таким образом поддержать марку.
Пока местные и федеральные власти еще не анонсировали меры поддержки малого бизнеса, самое время проявить солидарность и помочь вашим любимым маркам, магазинам и кафе. Оформить кофейную подписку у энтузиастов-обжарщиков, заказать доставку из ресторана, где вам было вкусно и хорошо, купить уютную пижаму для самоизоляции у российских брендов. Тяжелые решения не за горами: кто-то сократит команду, кто-то закроется, не дождавшись спада эпидемии. Но когда мы вернемся к нормальной жизни, нам всем, конечно, снова захочется красивой одежды, по которой мы, сидя на карантине в домашних штанах и футболках, признаемся, очень соскучились.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7