Повышенный уровень тревожности: Ксения Чилингарова — о Неделях моды сезона осень-зима 2020
Недели моды в Милане и Париже пришлись на конец февраля — начало марта — время, когда в Европе начала раскручиваться эпидемия коронавируса. Колумнист BURO. Ксения Чилингарова рассказывает, как страх перед будущим проник в моду.
Разгар Недели моды в Париже. Я лежу в кровати и прислушиваюсь к своему учащенному сердцебиению. Время течет медленнее обычного. В голове крутятся тревожные сюжеты последних новостей: люди в защитной одежде, растущее число жертв коронавируса, пустые прилавки магазинов...
Днем раньше я решила пройтись по магазинам. В Bottega Veneta меня встретил продавец в маске и перчатках — мерить вещи сразу стало как-то неуютно, я извинилась и вышла. Попыталась купить маски и дезинфектор в трех центральных аптеках Парижа — безрезультатно. На мой вопрос, а что имеется в наличии, мне предложили успокоительное. Улыбнулась и купила. Вспомнив про него ночью, насыпаю горсть и запиваю водой. Снова ложусь и жду, когда подействует препарат.
В этом сезоне Миланская и Парижская недели моды напоминали о первых кадрах фильмов ужасов: когда вроде бы все еще хорошо, но от тревожной музыки по спине пробегает холодок. Волнение передавали сами коллекции. Причем совсем не тех марок, которые обычно любят размышлять на тему неблагополучного будущего (к ним мы уже привыкли). На показе Marni — вечная зима и одичалые жители нового мира, одетые в кожаные вещи всех цветов. На шоу Marine Serre развернулась бесконечная пустыня, а некоторые модели ходили по подиуму в респираторах. Лично я после этих двух показов еще пребывала в весьма приподнятом настроении. И даже невероятное по красоте мрачное шоу Balenciaga скорее восхищало и вдохновляло, чем пугало. Черный цвет на нем воспринимался скорее торжественным, чем жутким.
Куда более устрашающими мне показались коллекции других марок. Valentino, Dries Van Noten и Haider Ackermann вспомнили культуру панк-рока с ее страстью к бунтарству и отрицанием всего милого и сладенького. Получилось красиво, но как-то уж очень трагично. Словно вокруг горят пожары, а мы продолжаем тусоваться по закрытым андеграундным вечеринкам. И вообще, сможем ли мы все это носить? Возможно, в этих коллекциях изначально не было отрицательно заряженной силы (ведь коллекции готовятся сильно заранее) — просто всеобщая тревога внесла коррективы в восприятие.
Я испытывала какую-то необъяснимую тоску на показах — вот она-то и напугала меня по-настоящему. Драматичности добавляли одноразовые маски и дезинфицирующие гели, которые выдавали на шоу. Перед показом Loewe сотрудница бренда сообщила, что приветственные поцелуи исключаются — даже объятия не приветствуются. В выстроенным специально для показа черно-белом лабиринте в здании Unicef у меня закружилась голова. Шоу Fendi тоже напугало своей будуарностью и отчаянным спокойствием. Насторожила даже ностальгия Миуччи Прады по золотой эпохе Голливуда. Главный закон хорошего триллера: пугает больше всего нарочитое благополучие и повседневная рутина. Многое из того, что происходило в Париже, напоминало сюжет «Декамерона» Боккаччо: в разгар чумы мы мечтаем о чем-то прекрасном. Надо отметить, что в этом сезоне было много отсылок к раннему Ренессансу — например, у Ann Demeulemeester и Nina Ricci.
Больше всех впечатлил показ без зрителей Giorgio Armani. Когда-то на экскурсии в историческом музее в Лондоне я стала участником видеоэксперимента. Его суть заключалась в том, что группа людей заходила в зал с зеркалом, и постепенно лица в зеркале одно за другим исчезали. Я очень хорошо запомнила это ощущение бессознательной паники. Именно оно вернулось ко мне в одну из ночей в Париже в разгар Недели моды. На следующее утро я собрала вещи и улетела домой, не дожидаясь финальных показов. А всю одежду, которую брала с собой в поездку, отдала в химчистку.
Как изменится мир и как изменимся мы? Станем ли более замкнутыми, а значит, одинокими? Потеряем ли свободу? Что будет с индустрией? Как переживет люкс спад продаж, перебои с производством и поставкой тканей? Что мы будем носить в изоляции? Станут ли маски главным аксессуаром сезона? Научимся ли мы, в конце концов, бережно относиться к планете?
Задавая самой себе эти вопросы, я вытеснила чувство тревоги и заменила его на любопытство исследователя. И написала несколько сценариев развития событий. Эта практика не только помогает скоротать время в изоляции, но и сводит панику до минимума. Я не могу назвать себя безудержным оптимистом, но во всех трех своих сценариях будущего, даже самых мрачных, всегда была крупица надежды на благополучный исход.
Такое, мне кажется, свойство человеческой природы — не унывать.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7