Зомби-апокалипсис vs безмятежное бытие: Ксения Чилингарова — о Неделе мужской моды в Милане
Мужская мода, как маятник, раскачивается между двумя крайностями — зомби-апокалипсисом и совершенной идиллией. Специально для BURO. основательница марки Arctic Explorer Ксения Чилингарова рапортует из Милана и выбирает свой путь.
В самый разгар Недели мужской моды во флагмане Gucci можно было встретить слегка эксцентричную девушку, которая просила недоверчивую продавщицу разрешить переодеться в только что приобретенный ярко-голубой пиджак из новой мужской коллекции Микеле. Признаюсь, это была я. Предложенные мне мини-юбочки я сразу же развернула — да и некогда было. На выходе я пообещала вернуться, естественно, за мужскими изумрудными брюками и еще раз примерить пальто, как у Бреда Питта в фильме «Интервью с вампиром». Уже в такси я подумала, как, наверное, странно все это выглядело для милой женщины-продавщицы, ровесницы моей мамы. Предполагала ли она, что девочки будут покупать мужское, а мальчики — женское? Каким ей виделось в молодости будущее и как совпали ее догадки с реальностью?
Мода мне всегда представлялась мистическим оракулом, предсказывающим будущее. Могучим хрустальным шаром, в который нам всем разрешено периодически заглядывать. Что будет дальше? Как мы будем выглядеть? Кем мы будем? На эти вопросы четыре раза в год нам дают ответы дизайнеры. Как и любая гадалка, дизайнеры часто только предполагают, нежели знают наверняка. Они формируют наше мнение, а мы уже двигаем пространство — такое очень условное программирование. У одних получается лучше, у других хуже — это отлично чувствуется на Неделе мужской моды, которая идет самой первой в новом году. Здесь больше предположений, чем утверждений. Здесь есть свои оптимисты и пессимисты.
Есть консерваторы, для которых важна непоколебимость ценностей — в нашем случае классический подход к дизайну и крою. К ним можно отнести Etro, Tod’s и Salvatore Ferragamo — в их коллекциях не было никаких потрясений, только спокойный, уверенный взгляд в будущее. Это одежда, которая успокаивает своей некричащей красотой. В такой приятно ходить на работу, кутить на вечеринках, летать в отпуск. В каком-то смысле это одежда символизирует благополучие. В ней даже думать о надвигающейся экологической катастрофе больше не так страшно. Например, бренд Ermenegildo Zegna, открывавший Неделю моды в Милане, выстроил арт-инсталляцию из остатков ткани со своих производств — своеобразная надежда на благополучный путь развития индустрии. Говоря словами Карлсона, «спокойствие, только спокойствие!»
Ermenegildo Zegna
Увы, в благополучное будущее верят не все. Возможно, нас ждет зомби-апокалипсис, и придется искать спасение на других планетах. Такой вариант событий предлагает креативный директор Marni Франческо Риссо. Пространство, где проходило шоу, напоминало заброшенную космическую станцию. Вход украшен неизвестными знаками, в зал вели металлические тоннели. Модели медленно двигались в полутьме и неоновом свете, словно в киберсне. Спустя время, когда глаза привыкли к полумраку, музыка сменилась, и все задвигалось в бешеном ритме. Передо мной были люди будущего — а может, не люди вовсе — в больших пальто, оверсайз-пиджаках, майках-алкоголичках. Перед глазами плыли герои в костюмах в безумную полоску и с футуристичными принтами. Мрачно, но очень красиво.
Marni
Не такими драматичными видятся космические путешествия бренду Fendi — в частности, финалисту LVMH Prize Кунихико Моринаге, которого Сильвия Вентурини Фенди пригласила помочь с новой коллекцией. Чистое белое пространство корабля, курсирующего в космосе в духе классического фильма Стенли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». По коридорам корабля двигались усовершенствованные люди будущего в грубых ботинках и белоснежных пуховиках, меняющих цвет от соприкосновения со светом. Все очень технологично. Люди перемещаются в пространстве через телепорты и живут в совершенном мире — никакого хаоса. Ледяное спокойствие, разбавленное несколькими выходами моделей в одежде и аксессуарах яркого желтого цвета, напоминающего нам о далекой звезде по имени Солнце.
Fendi
Но главным футуристом Недели моды была и остается Миучча Прада. Ее предсказания сбываются всегда. Как любой верховный маг, она говорит загадками. Ее показы — настоящие головоломки. На этот раз пространство Fondazione Prada разделили на две квадратные ямы, напоминающие древний театр или скорее площадь. Внизу каждой — картонная статуя всадника. Внутри пространства — аркады, из которых выходили и тут же исчезали модели. Они словно совершали бесконечные путешествия в параллельные вселенные, в пространства иного времени и иной сути. Совсем как на картинах Де Кирико. А что, если вместо космоса мы откроем другие миры, как зазеркалье Алисы? Они станут нашим вторым домом? А может, они уже есть? Мы, обычные люди, спешащие на работу, на свидание, по делам в серых костюмах-тройках, жилетках и высоких сапогах, уже существуем в другой реальности, где все ярче и насыщеннее. И только музыка Вагнера, специальным образом обработанная для шоу, заставляла насторожиться. Будущее, как и настоящее, всегда многолико.
Prada
Prada
Как же научиться видеть или, точнее, предвидеть? Нужно обязательно пойти учиться. Чтобы создать будущее, нужно пересмотреть прошлое и построить мир заново — по крайней мере, так считает Алессандро Микеле. Шоу Gucci проходило в специально построенной аудитории, напомнившей мне о студенческих годах. В центре зала раскачивался огромный маятник. Кстати, маятник — это знак неизвестности. Ты не знаешь, в какую сторону он качнется больше, в какую меньше. А может быть, это на самом деле знак равенства, так как раскачивается он всегда в обе стороны. Его монотонное движение почти усыпляло, но вскоре перед нами заходили студенты всех типажей: бунтарь в кожаных шортах, хиппи в длинных рубахах и рваных джинсах, модник в серебряных брюках, отличник в плохо сидящем костюме. Зрителям, занявшим места за партой, выдавали тетради с манифестом нового грядущего мира. Какая она, современная мужественность? Как должен выглядеть мужчина? Что такое токсичная маскулинность? Есть ли рамки у свободы? Алессандро, как хороший педагог, оставил нам домашнее задание. Каким должно быть наше будущее? В этом мы должны разобраться сами для себя. Возможно, тогда оно сбудется именно так, как мы того захотим.
Gucci
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7