Нравственный отбор: стоит ли покупать новые вещи во время пандемии?
Сейчас в связи с разгоревшимся на планете кризисом и жестким карантином практически любое наше действие — от выхода в магазин до личного приветствия соседки в подъезде — связано с необходимостью делать этический выбор. BURO. считает, что еще никогда покупка нового платья не была такой значимой и полной добрых намерений, как во время пандемии. Объясняем, почему.
Исторически март совсем не месяц для распродаж. Это время, когда в магазины поступают весенне-летние коллекции, а мы, уставшие от тяжелого зимнего гардероба, выбираем новые платья и туфли. Но в этом году скидки, которые обычно запускают в мае или июне, уже стартовали. «20% на вторую, 30% на третью, 40% на четвертую и 50% на пятую вещь», — предлагает онлайн-магазин ЦУМа. О распродаже только что прибывших коллекций также объявили Bergdorf Goodman и Net-a-Porter, локальные мультибренды Babochka, Leform, SVMoscow и DayNight. Сотни небольших марок, успевших обзавестись онлайн-магазинами, уценяют свои вещи, лишая себя прибыли, но удерживая бизнес на плаву. «Там, где вы видите "СКИДКА 25%", в действительности должно быть написано "ПОМОГИТЕ"», — точно описывает происходящее Ванесса Фридман, директор моды The New York Times.
Гречка, которую начали продавать в своем онлайн-магазине 12Storeez, — такой же, пускай и нелепый, крик о помощи. У компании 27 офлайн-магазинов: выручка офлайна составляла 75% общего дохода. Вероятно, именно в надежде компенсировать резкое падение покупательского трафика торговых центров и появилась крупа за 10 рублей, которая должна была привести новых клиентов на сайт. Эффект был противоположный: на марку посыпались обвинения в циничном хайпе. Та же участь ждала и маленькие локальные марки вроде Inshade, которые сшили маски и продавали их за тысячу рублей. При том, что дизайнер Inshade Мария Смирнова честно говорила, что эти маски сшиты из остатков тканей, они не медицинские и не защитят от вируса, зато их продажа поможет выплатить зарплаты сотрудникам и оплатить аренду.
Jil Sander, весна-лето 2018.
Фото: Марио Сорренти
Jil Sander, коллекция весна-лето 2019.
Фото: Оливье Керверн
Покупать сейчас — означает помогать любимым брендам или магазинам. Однако инфлюенсеры, которые выкладывают в инстаграме прибывшие посылки из Farfetch или ЦУМа, могут столкнуться с комментариями, где им скажут, что не время покупать новые вещи, что сейчас нужно думать не о туфлях и сумках, а о людях, которые умирают от вируса, теряют близких, теряют работу. С другой стороны, те, кто совершает покупки во время пандемии, поддерживают индустрию моды и экономику в целом. Как сказал основатель и исполнительный директор Farfetch Жозе Невеш, если мы сейчас перестанем совершать покупки, наши экономические проблемы будут еще серьезнее: «Если посмотреть на бедствия после Первой мировой войны и Великой депрессии, все прояснится. Тратьте. Вкладывайтесь. Сохраняйте денежный поток».
Это можно было бы принять за форму цинизма или проявление глупости, но после терактов 11 сентября к покупкам призывал и Джордж Буш-младший. Таким образом он предлагал гражданам поддерживать американскую торгово-экономическую систему. «Farfetch может выдержать замедление, — говорит Жозе Невеш в комментарии Financial Times, — но у большинства маленьких бизнесов денег хватит на месяца два-три. Поддерживать малый бизнес, ставить их в приоритет большим брендам — самое правильное, что мы можем сейчас сделать».
В защиту тех, кто совершает покупки в непростое время, заявляем: покупать сейчас не стыдно и не эгоистично. Речь идет не о только о вещах маленьких локальных марок — большие ритейлеры тоже должны выкручиваться, чтобы сохранять своих сотрудников и выплачивать им зарплату. Еще никогда покупка нового платья или сумки не была такой значимой и полной добрых смыслов.
Jil Sander.
Фото: Лариса Хоффман
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7