Как создать культовый образ: Джин Сиберг и повседневный шик
Как американка стала иконой стиля французской «новой волны»
Джин Сиберг и «новая волна» французского кино всегда идут в ассоциативной связке друг с другом. Как и еще одна муза Годара, Анна Карина, Сиберг родилась не во Франции, но стала одним из символов французского кинематографа, что само по себе феномен, учитывая тот факт, что ее кинокарьера началась с провала. Будучи 19-летней студенткой Университета Айовы, она приняла участие в кастинге на роль Жанны Д'Арк в фильме режиссера Отто Премингера «Святая Жанна». Из тысяч претенденток по всей Америке режиссер выбрал именно Сиберг, которая действительно как будто родилась для этой роли — со своей прической пикси и детскими глазами. Но неопытная актриса боялась играть, да и фильм со сценой сожжения на костре не назовешь удачным для дебюта. Как итог, картину растоптали критики — и за открытую антирелигиозность, и за решение режиссера взять на роль сильного женского персонажа неопытную молодую актрису. Сама Джин потом вспоминала, что скорее критики сожгли ее, чем бутафорский огонь на съемочной площадке.
Еще одна неудачная роль — в экранизации романа Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!» — занесла Сиберг во Францию. Там она вышла замуж за французского юриста Франсуа Морея, брак с которым продлился аккурат до конца съемок. Актриса осталась во Франции в одиночестве и без работы, но ее ожидала судьбоносная встреча с детьми Французской синематеки и пионерами «новой волны» 60-х годов. Тогда еще начинающие режиссеры Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар приступали к работе над фильмом «На последнем дыхании» и выбрали Сиберг на роль американской журналистки и боевой подруги героя Жан-Поля Бельмондо. Фильм стал манифестом «новой волны», задал новый вектор в кинематографе, а его темная и реалистичная эстетика и скомканный нарратив определили стилистику европейского кино. Главная героиня фильма Патрисия, продающая на улицах Парижа газеты «Нью-Йорк Геральд Трибьюн», стала амбассадором этого культурного протеста. Даже вне экрана актриса сохраняла этот образ — поддерживала движение «Черные пантеры» и выступала за права афроамериканцев и индийского населения, за что ФБР устроило за ней слежку.
В каком-то смысле персональный стиль самой Джин тоже был отклонением от нормы. Мода 60-х годов во Франции сформировалась, с одной стороны, под впечатлением от утрированно женственных и сексуальных образов Брижит Бардо и Катрин Денев, а с другой — от модов, space age и кукольного стиля старлеток музыкального движения ye-ye (прямые челки, накладные ресницы и микроплатья). Сиберг, наоборот, стала синонимом естественности и, как бы сказали сейчас, адептом нормкора. В мешковатых свитерах, бретонской mariniere или водолазке, классических брюках, небрежно подвернутых выше щиколотки, и очках в форме кошачьего глаза, она могла бы органично вписаться в современность. Повседневный, слегка небрежный унисекс-шик актрисы заставляет пересмотреть свое отношение к моде и в целом подойдет тем, кто ищет модную униформу на каждый день. Остановить свой выбор стоит на простых вещах, которые можно легко стилизовать друг с другом и собирать в новые образы. Тем не менее просто — не значит дешево и некачественно, поэтому лучше приобрести одежду из натуральных тканей, которая прослужит не один и даже не два месяца. А в том, что стиль Сиберг не потеряет актуальности и через много сезонов, можно не сомневаться.