Алхимия и мистицизм: ищем и объясняем алхимические символы в коллекциях Gucci, Dior и других брендов
Помощником BURO. в этом загадочном поиске стал историк Сергей Зотов, автор книги «История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный»
У историка Сергея Зотова, в 2018 году ставшего лауреатом премии «Просветитель» за книгу «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии», вышла новая книга, полностью посвященная алхимии. «История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный» расскажет о том, как этой таинственной наукой занимались в разных странах. Китайцы говорили не только об эликсирах, но и о потоках энергии, помогающих достичь бессмертия. Индийцы, помимо того что получали в лаборатории золото и лекарства, также пытались обрести различные сверхспособности, используя златодельческие метафоры. Арабы при помощи алхимии искали золото не только в философской печи, но и в гробницах фараонов. А европейцы верили: зная о ней, можно возвысить душу, вылечить тело, получить богатства или силу. Даже в XX веке алхимией занимались в Европе, США и СССР, преследуя различные цели: к примеру, развивая психологию, пытаясь обогатиться или изменяя структуру мировой экономики.
Поверьте, чем бы вы ни занимались в современном мире, скорее всего, это как-нибудь связано или было связано с алхимией. В Индии лечебная алхимия стала важной частью хатха-йоги, тантрических практик и аюрведы. Китайские представления об алхимии повлияли на становление медитативных практик, с помощью которых люди и сегодня пытаются гармонизировать свою энергию ци. Арабов интерес к алхимии сподвиг расшифровывать иероглифы, искать сокровища фараонов и мумий, которые употреблялись в качестве лекарственного средства, — благодаря этим практикам возникла цепочка событий, которая привела к созданию египтологии. В Европе, где златоделие стало особенно распространенным, королевское искусство проникло во все сферы жизни, а потому по сей день мы видим алхимические аллюзии буквально повсюду: от пьес Шекспира до новой коллекции Gucci.
Да, вы не ослышались: алхимическая символика проникла и в модную индустрию. Даже всем знакомый набор классических цветов в одежде — черный, белый и красный, судя по всему, пришел из тайной науки, где воплощался в фазах приготовления философского камня (на латыни называемых нигредо, альбедо и рубедо). Сегодня кутюрье по всему миру, от самых именитых до андеграундных и малоизвестных, используют средневековые златодельческие образы для своих коллекций. По просьбе BURO. Сергей Зотов составил интерактивную подборку таинственных изображений.
GUCCI
Самый известный модный бренд из всех, что увлекаются алхимией, — Gucci. В 2017 году марка выпустила подарочный каталог, представляющий собой коллаборацию испанского художника Игнаси Монреаля и креативного директора Gucci Алессандро Микеле. На его обложке использованы образы со средневековых резных деревянных алтарей и с картин Иеронима Босха, которого ряд исследователей считали последователем алхимического искусства.
На одном из изображений каталога мы видим алхимического андрогина (человека с головами мужчины и женщины), в златоделии обозначающего необходимое для создания философского камня соединение ртути и серы — двух чистейших субстанций, из которых, как считалось, состоят все металлы. Как соединялись в одно тело мужчина и женщина, так же в пробирке алхимика соединялись ртуть и сера. Знаками этих субстанций в древних трактатах служили Солнце и Луна, изображения которых мы видим на головах необычного существа. В интерпретации Gucci андрогин носит свитшот с винтажным логотипом бренда и фирменный кулон. В книге «История алхимии» есть подробные описания изображений андрогинов, созданных с XV по XIX век.
Другой образ Gucci, «рука таинств», был навеян алхимическим изображением «руки философа», взятым из трактата Освальда Кролла «Герметическое чудесное древо», созданного в XVII веке. Каждой части ладони соответствует определенный химический элемент и его символ. Корона с луной означает селитру, звезда — купорос, солнце — нашатырь, фонарь — квасцы, ключ — соль. В центре ладони — рыба и огонь, символизирующие две базовые субстанции, из которых, как считали алхимики, состоят все металлы. Наглядная схема помогала быстро вспомнить о необходимых ингредиентах: достаточно было взглянуть на свою руку. С помощью таких аллегорических изображений златоделы часто шифровали и запоминали информацию. В версии Gucci на руку надет фирменный браслет.
В каталоге есть и другие изображения рук, отсылающие к многочисленным аналогам из алхимических трактатов. Радуга у златоделов обозначала семь известных металлов и планет, связанных друг с другом незримой связью. Кусающий себя за хвост змей — уроборос — иллюстрирует цикличность алхимических процессов: так же, как в природе рождение сменяется смертью, в дистилляционном аппарате происходит повторение операций растворения и сгущения.
В 2019 году Gucci выпустил серию духов, ароматических масел и свечей под названием «Алхимический сад», или «Hortus Sanitatis», «Сад здоровья». Флаконы с духами напоминают склянки аптекарей и алхимиков, а использованные для создания ароматов травы (и другие материалы, например папирус) отсылают к прогулке по алхимическому саду — месту, где древние экспериментаторы выращивали и собирали необходимые для лечебной алхимии ингредиенты.
На фотографиях в каталоге сосуды с духами и благовониями (всего их семь — по числу металлов, используемых златоделами) расставлены рядом с астрономическими инструментами, которые часто можно увидеть в лабораториях алхимиков, запечатленных нидерландскими художниками. Идея Gucci заключалась в том, что парфюм может возвращать мысли человека при помощи ассоциаций с запахами в другие времена и пространства с помощью своего рода «алхимии». Владелец коллекции ароматов может трансформировать их по своему желанию, добавляя к духам нотки аромамасел или цветочной воды, как «алхимик работал бы над поиском формулы золота».
Крышечки флаконов также намекают на золото, которого так жаждали адепты алхимического искусства. Каждая из бутылочек находится в специальном сундучке и муаровом ридикюле. В оформлении сундучков используются распространенные алхимические символы, воплощающие воздушную стихию и мудрость совы, отсылающие к яду змеи и солнечные лучи, в старинных трактатах украшавшие изображения философского камня.
CUARZO
THE CIRCLE
Многие менее известные парфюмерные бренды, например испанский Cuarzo The Circle, выбирали слово «алхимия» в качестве названия серии. Их ароматы разлиты по флаконам из кварца, напоминающим драгоценные артефакты златоделов. Считалось, что кварц обладает магическими свойствами. В Египте алхимики при помощи окраски кварца подделывали драгоценные камни (сами они полагали, что трансформируют сущность камня). А у знаменитого английского любителя тайных наук Джона Ди (1527–1609) в лаборатории был кварцевый шар для гаданий.
SIGIL SCENT
Еще несколько натурфилософских ароматов создали парфюмеры компании Sigil Scent. Уже сам бренд отсылает к мистике — сигилами называли магические печати, использовавшиеся для вызова духов (а иногда их рисовали на амулетах из алхимического золота). Загадочные названия Anima Mundi и Prima Materia прямо связаны с теориями златоделов — Первоматерией они называли изначальную субстанцию, из которой произошли все металлы, а Мировую душу, то есть идею одухотворенности всего космоса, изображали в виде обнаженной девы, стоящей на земном шаре.
CHRISTIAN DIOR
Бритт Моран и Эмилиано Сальчи создали для легендарного модного дома Dior изысканные интерьеры, отсылающие к страсти Кристиана Диора к XVIII веку. Для создания драгоценных изделий они использовали золото, серебро и бронзу, любимые алхимиками, а в довершение всего поместили свои творения в роскошные комнаты итальянских палаццо, украшенные астрологическими фресками. В подобном зале в XVI веке проводил эксперименты Франческо Медичи, увлеченный алхимией и астрологией. Специально для его натурфилософских изысканий был построен тайный кабинет «Студиоло» в палаццо Веккьо во Флоренции. Студиоло служил своего рода лабораторией с музеем и библиотекой. Внутри комната была украшена фресками на герметические сюжеты. На сводах изображены аллегории четырех стихий, а на медальонах в стенах расположены картины со сценами, соотносящимися с элементами воздуха, воды, огня и земли.
В 2014 году Dior выпустил новогоднюю серию косметики «Золотой шок». Создатели попытались воплотить в ней «алхимию грубого цвета и металлического блеска». Флаконы для косметики напоминают алхимическую посуду. Цвета макияжа — белый, черный, желтый и красный — тоже неслучайные. Они совпадают со стадиями изготовления философского камня из свинца: содержимое лабораторного сосуда, по описаниям алхимиков, поочередно становилось черным, белым, желтым и красным. В Средневековье эти стадии называли нигредо, альбедо, цитринитас и рубедо.
Не обошли вниманием королевское искусство и парфюмеры Dior. Культовый аромат Poison, то есть «Яд», отсылает к древней науке: «его особая алхимия создана с помощью богатой смеси пряных, фруктовых и амбровых нот с чувственными медовыми и мускусными аккордами». Дизайн флакона вдохновлен пузырьками, стоявшими в специальных шкафчиках для ядов в кабинетах аптекарей и алхимиков. Последние часто были отравителями — к примеру, в своей новой книге я рассказываю про Елисея Бомелия, английского палача при дворе Ивана Грозного, который не только отравлял неугодных царю с особой жестокостью, но и посвящал Грозного в алхимические тайны.
RICK OWENS
Авангардный дизайнер из Америки в 2007 году создал коллекцию «алхимической» мебели. Бронзовые стулья с треугольными сиденьями из темной кожи отсылают к алхимии не только через материалы и цвета. Треугольники в златоделии обозначали четыре стихии. В алхимических трактатах четыре треугольника часто соединялись в шестиконечную звезду, что означало полноту философского камня, вбирающего в себя все стихии сразу.
Основанный в 2007 году в Майами Бич бренд Alchemist («Алхимик») в коллаборации с Риком Оуэнсом сделал «алхимическую» версию знаменитых кроссовок-геобаскетов. Неудивительно, что они, в отличие от классических, серебристого цвета: алхимики считали, что с помощью философского камня можно превращать неблагородные металлы не только в золото, но и в серебро.
TIFFANY & CO.
Легендарная нью-йоркская ювелирная компания не раз прибегала к алхимическим аллюзиям. В рекламе своего парфюма Tiffany показывает воображаемую «современную алхимическую лабораторию», где занимаются дистилляцией идеальных женских духов. На деле алхимики иногда тоже изготавливали косметику и парфюмерию. Это видно даже по тому, что под одной обложкой алхимик зачастую собирал тексты на абсолютно разные темы: алхимические сочинения могли перемежаться с астрологическими схемами, изображениями лекарственных трав, чертежами различных аппаратов, рецептурой приготовления духов и т. д.
ON AURA TOUT VU
Летом 2019 года парижский бренд On Aura Tout Vu выпустил коллекцию одежды Alchimia в честь своего 20-летия. Среди аллюзий не только цвета алхимических стадий и металлов, но и тканевые вставки с изображениями, заимствованными из алхимических гравюр. К примеру, на одном из платьев видны эмблемы со львами и людьми с головами-планетами из прославленного трактата «Убегающая Аталанта» немецкого алхимика и личного врача императора Рудольфа II Михаэля Майера (1569–1622).
CLOSET
OF MYSTERIES
CUCCULELLI SHAHEEN
Молодой бренд, основанный в 2017 году супружеской парой дизайнеров, выпустил свою первую (на данный момент из десяти) коллекцию женской одежды на тему алхимии. Alchemy + Mysticism представляет собой переосмысление таинственных образов — созвездий и цветов семи металлов. Дизайнеры не делали прямых аллюзий на королевское искусство, однако использовали при изготовлении платьев золото, серебро и драгоценные камни — опал, оникс и кварц.
В магазинчике неформальной одежды Closet of Mysteries можно купить майку с алхимическим лозунгом «Сгущай и растворяй» и изображением, скопированным из английского трактата «Коронация природы».
ALEXANDER MCQUEEN
В коллекции Alexander McQueen осень-зима 2017 платья украшены вышивкой с мистическими символами, позаимствованными из трактатов древних златоделов. Солнце, нескромно расположенное в нижней части платья, взято с одной из страниц самого богато украшенного алхимического трактата всех времен «Сияние Солнца», созданного в 1531–1532 годах в Германии. Изображение светила на закатном небе являет собой символ рубедо — финальной стадии создания философского камня, на которой эликсир становился красным и мог превращать неблагородные металлы в золото. Чуть выше мы видим изображения двух «рук философа», уже знакомых нам по коллекции Gucci.
UNDERCOVER
В коллекции осень-зима 2017 японского бренда Undercover неожиданным образом появляется пуховик с алхимическим принтом на спине. Эта загадочная эмблема взята из печатного трактата «Розарий философов», настоящей библии алхимиков. Но «Розарий философов» стал знаменитым не из-за текста: его символические иллюстрации смогли выразить суть великого делания куда четче, чем многочисленные афоризмы. Набор из примерно двадцати иллюстраций в 1550 году перекочевал в первопечатные книги, и здесь мы видим одну из версий, созданную немцем Иоганном Мюлиусом в 1612 году. На ней изображен алхимический андрогин, воплощающий сочетание несочетаемых субстанций — мужской серы и женской ртути, необходимых для создания философского камня. Двуглавый триумфатор ведет на поводке послушного льва и стоит у древа, каждый плод которого напоминает Солнце, — все эти символы обозначали чистейшее золото. Интересно, что изначально гравюра не была раскрашена — это несколько десятилетий назад исправил британский энтузиаст изучения алхимии и художник Адам МакЛин.
Все алхимические изображения взяты из книги Сергея Зотова «История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7