Абстрактная живопись
Искусство на подиуме
На протяжении вот уже нескольких сезонов мы наблюдаем, как яркий цвет заполоняет подиумы. Дизайнеры увлеченно экспериментируют с сочетаниями цветов и строением цветных блоков, стараясь достичь того же эффекта, что и художники в начале прошлого столетия. Но в отличие от полотен знаменитых художников, одежда, создаваемая современными дизайнерами, не несет в себе революционный дух, вызов бросается лишь с точки зрения эстетики. Все чаще мы можем встретить на улице воплощенный в свитере или платье любой из видов абстракционизма, функция которого в моде ограничена лишь привлечением внимания. Этим активно пользуются многие герои street-fashion блогов, радуя наш взгляд всевозможными сочетаниями принтов и цветов.
Первыми, кто использовал одежду как чистый холст, были Александр Михайлович Родченко и его группа конструктивистов. Неслучайно именно они были в числе первопроходцев: идея конструктивизма отличалась от других абстрактных течений в искусстве утилитарным использованием своих идей — общественной пользы и материализма. Именно поэтому вышеназванное направление было крайне политизировано и поддерживалось пролетарскими чиновниками: технический прогресс, по плану правительства, должен был изменить весь окружающий мир, — и дизайн одежды, вчегда четко отделенный от искусства, стал инструментом в руках строителей нового мира. Варвару Степанову можно считать первой, кто перенес плоский эскиз из геометрических фигур на объемное человеческое тело. Но ее идеи, полные любви к геометрии, слишком революционные для своего времени, так что было решено ограничиться лишь ее принтами, выпущенными в массовое производство.
Narciso Rodriguez
Казимир Малевич "Черный крест" (около 1923)
Творчество Малевича в сравнении с идеями конструктивистов — это идеологическая утопия. Черный квадрат Малевича стал первофигурой в формировании супрематистского мира художника. Из квадрата затем возникли все дальнейшие композиции: из монументальной статики он перешел в динамическую форму — "Черный круг"; затем квадрат, разрезанный пополам, сдвинулся, образуя "Черный крест". Эти три формы и легли в основу системы супрематизма. Метафизический посыл этих трех фигур сложно воспроизвести материально — особенно в одежде, но многие дизайнеры до сих пор экспериментируют с его идеями на прикладном уровне и достигают чистой геометрии, как, например, Нарцисо Родригес. Он известен своими четкими лаконичными линиями в крое, и его эксперименты с контрастными цветовыми блоками неизбежно напоминают черный этап Малевича.
Prada
Пит Мондриан "Композиция с красным, желтым, синим и черным" (1921)
Миучча Прада взяла за основу своих коллекций силуэт 60-х и интерпретировала знаменитые принты Ив Сен Лорана из культовой коллекции 1965 года, вдохновленной работами Пита Мондриана. В этом случае получается двойная интерпретация источников: Ив Сен Лоран возродил идею супрематистов втиснуть человеческие объемы в плоскость абстрактной живописи, и он настолько преуспел в своем стремлении, что 60-е невольно ассоциируются с работами художников 20-х годов; а Прада вдохновилась уже слившимся в единое целое образом 60-х и полотен Мондриана.
Proenza Schouler, Costume National, Costume National
Mark Rothko "Black, Red and Black" (1968)
Марк Ротко — самый известный представитель живописи цветового поля ("Color Field"), абстрактного течения, в основе которого лежит использование больших плоскостей, наполненных цветами, приоритетно близких по тональности. Ротко призывал не считать его работы абстрактными, объясняя это тем, что в его намерения не входит создавать или акцентировать формальное соотношение цвета и места. Он, в отличие от Малевича, не старался в своих работах породить идеальную реальность, а скрывал за условной формой эмоциональную глубину и чувства. Отсутствие четких границ придает картинам Ротко динамику и эмоциональность. Дизайнеры, вдохновляющиеся творчеством художника, скорее пользуются сочетаниями цветов с картин Ротко, нежели формой. Хотя именно сочетание размытой формы и цветового контраста дает тот гипнотизирующий эффект, который безуспешно пытаются повторить многие дизайнеры.
Costume National, Giambattista Valli, Costume National
Ellsworth Kelly "Yellow over Black" (1964)
Эльсуорт Келли — типичный представитель живописи цветового поля и минимализма. Его работы исключительно просты и четки. Заполненные чистыми цветами геометрические фигуры на огромных холстах настолько безжизненны и лишены эмоций, что их холодная статичность выступает символом бессмысленности. Конечно, сложно сказать, что дизайнеры вдохновляются именно творчеством этого художника, но их стремление заполнить пространство одежды цветной геометрией отсылает к декоративности работ Келли.
Rag and Bone
Ellsworth Kelly "Walker Art Center"
Pedro Lourenco, Antonio Berardi, Pedro Lourenco
Ellsworth Kelly "Running White" (1959)
Commuun
Михаил Матюшин "Движение в пространстве" (1922)
Эта работа Михаила Матюшина лишь малая часть его многогранного творчества. Матюшин пробовал себя в качестве композитора, писателя, педагога, живописца, и во всех сферах творчества следовал своей теории "расширенного смотрения", в основе которой лежит изучение пространства и принципов взаимодействия цвета и среды, цвета и формы, цвета и звука, формы и времени. Именно Матюшин написал музыку к опере Крученых "Победа над солнцем", оформление которой выполнил Малевич. И именно "Победа над солнцем" явилась для Малевича отправной точкой супрематизма и подтолкнула на создание черной серии.
Celine
Kenneth Noland "Sarah's Reach", Kenneth Noland "Baba Yaga" (1964)
Кеннет Ноланд отличался своей техникой — наложением акриловой краски на негрунтованное полотно, при котором ткань впитывает краску, делая картину объемной. Основываясь на этой технике, Ноланд создал свою живопись фигурного холста. Он много экспериментировал с формой, наполняя ее всевозможными цветовыми сочетаниям. Его нельзя назвать минималистом, но лаконичное расположение линий на его холстах хорошо сочетается с новым минимализмом Фиби Фило. Новым — поскольку Фиби использует не полную пустоту классического минимализма, а лишь экспериментирует с формой, фактурой, узором, цветом, умудряясь не переходить тонкую грань минимализма. В этом творчество Кеннета Ноланда созвучно концепции обновленного бренда Celine.
Текст и коллажи: Дуня Захарова