Поиск

Абстрактная живопись

Абстрактная живопись

Искусство на подиуме

На протяжении вот уже нескольких сезонов мы наблюдаем, как яркий цвет заполоняет подиумы. Дизайнеры увлеченно экспериментируют с сочетаниями цветов и строением цветных блоков, стараясь достичь того же эффекта, что и художники в начале прошлого столетия. Но в отличие от полотен знаменитых художников, одежда, создаваемая современными дизайнерами, не несет в себе революционный дух, вызов бросается лишь с точки зрения эстетики. Все чаще мы можем встретить на улице воплощенный в свитере или платье любой из видов абстракционизма, функция которого в моде ограничена лишь привлечением внимания. Этим активно пользуются многие герои street-fashion блогов, радуя наш взгляд всевозможными сочетаниями принтов и цветов.

Абстрактная живопись (фото 1)

Первыми, кто использовал одежду как чистый холст, были Александр Михайлович Родченко и его группа конструктивистов. Неслучайно именно они были в числе первопроходцев: идея конструктивизма отличалась от других абстрактных течений в искусстве утилитарным использованием своих идей — общественной пользы и материализма. Именно поэтому вышеназванное направление было крайне политизировано и поддерживалось пролетарскими чиновниками: технический прогресс, по плану правительства, должен был изменить весь окружающий мир, — и дизайн одежды, вчегда четко отделенный от искусства, стал инструментом в руках строителей нового мира. Варвару Степанову можно считать первой, кто перенес плоский эскиз из геометрических фигур на объемное человеческое тело. Но ее идеи, полные любви к геометрии, слишком революционные для своего времени, так что было решено ограничиться лишь ее принтами, выпущенными в массовое производство.

Абстрактная живопись (фото 2)

Narciso Rodriguez

Абстрактная живопись (фото 3)

Казимир Малевич "Черный крест" (около 1923)

Творчество Малевича в сравнении с идеями конструктивистов — это идеологическая утопия. Черный квадрат Малевича стал первофигурой в формировании супрематистского мира художника. Из квадрата затем возникли все дальнейшие композиции: из монументальной статики он перешел в динамическую форму — "Черный круг"; затем квадрат, разрезанный пополам, сдвинулся, образуя "Черный крест". Эти три формы и легли в основу системы супрематизма. Метафизический посыл этих трех фигур сложно воспроизвести материально — особенно в одежде, но многие дизайнеры до сих пор экспериментируют с его идеями на прикладном уровне и достигают чистой геометрии, как, например, Нарцисо Родригес. Он известен своими четкими лаконичными линиями в крое, и его эксперименты с контрастными цветовыми блоками неизбежно напоминают черный этап Малевича.

 Абстрактная живопись (фото 4)

Prada

Абстрактная живопись (фото 5)

Пит Мондриан "Композиция с красным, желтым, синим и черным" (1921)

Миучча Прада взяла за основу своих коллекций силуэт 60-х и интерпретировала знаменитые принты Ив Сен Лорана из культовой коллекции 1965 года, вдохновленной работами Пита Мондриана. В этом случае получается двойная интерпретация источников: Ив Сен Лоран возродил идею супрематистов втиснуть человеческие объемы в плоскость абстрактной живописи, и он настолько преуспел в своем стремлении, что 60-е невольно ассоциируются с работами художников 20-х годов; а Прада вдохновилась уже слившимся в единое целое образом 60-х и полотен Мондриана.

Абстрактная живопись (фото 6)

Proenza Schouler, Costume National, Costume National

Абстрактная живопись (фото 7)

Mark Rothko "Black, Red and Black" (1968)

Марк Ротко — самый известный представитель живописи цветового поля ("Color Field"), абстрактного течения, в основе которого лежит использование больших плоскостей, наполненных цветами, приоритетно близких по тональности. Ротко призывал не считать его работы абстрактными, объясняя это тем, что в его намерения не входит создавать или акцентировать формальное соотношение цвета и места. Он, в отличие от Малевича, не старался в своих работах породить идеальную реальность, а скрывал за условной формой эмоциональную глубину и чувства. Отсутствие четких границ придает картинам Ротко динамику и эмоциональность. Дизайнеры, вдохновляющиеся творчеством художника, скорее пользуются сочетаниями цветов с картин Ротко, нежели формой. Хотя именно сочетание размытой формы и цветового контраста дает тот гипнотизирующий эффект, который безуспешно пытаются повторить многие дизайнеры.

 Абстрактная живопись (фото 8)

Costume National, Giambattista Valli, Costume National

Абстрактная живопись (фото 9)

Ellsworth Kelly "Yellow over Black" (1964)

Эльсуорт Келли — типичный представитель живописи цветового поля и минимализма. Его работы исключительно просты и четки. Заполненные чистыми цветами геометрические фигуры на огромных холстах настолько безжизненны и лишены эмоций, что их холодная статичность выступает символом бессмысленности. Конечно, сложно сказать, что дизайнеры вдохновляются именно творчеством этого художника, но их стремление заполнить пространство одежды цветной геометрией отсылает к декоративности работ Келли. 

Абстрактная живопись (фото 10)

Rag and Bone

 Абстрактная живопись (фото 11)

Ellsworth Kelly "Walker Art Center"

Абстрактная живопись (фото 12)

Pedro Lourenco, Antonio Berardi, Pedro Lourenco

Абстрактная живопись (фото 13)  

Ellsworth Kelly "Running White" (1959)

Абстрактная живопись (фото 14)

Commuun

Абстрактная живопись (фото 15)

Михаил Матюшин "Движение в пространстве" (1922)

Эта работа Михаила Матюшина лишь малая часть его многогранного творчества. Матюшин пробовал себя в качестве композитора, писателя, педагога, живописца, и во всех сферах творчества следовал своей теории "расширенного смотрения", в основе которой лежит изучение пространства и принципов взаимодействия цвета и среды, цвета и формы, цвета и звука, формы и времени. Именно Матюшин написал музыку к опере Крученых "Победа над солнцем", оформление которой выполнил Малевич. И именно "Победа над солнцем" явилась для Малевича отправной точкой супрематизма и подтолкнула на создание черной серии.

Абстрактная живопись (фото 16)

Celine

Абстрактная живопись (фото 17)                                                 Абстрактная живопись (фото 18)  

Kenneth Noland  "Sarah's Reach", Kenneth Noland "Baba Yaga" (1964)

Кеннет Ноланд отличался своей техникой — наложением акриловой краски на негрунтованное полотно, при котором ткань впитывает краску, делая картину объемной. Основываясь на этой технике, Ноланд создал свою живопись фигурного холста. Он много экспериментировал с формой, наполняя ее всевозможными цветовыми сочетаниям. Его нельзя назвать минималистом, но лаконичное расположение линий на его холстах хорошо сочетается с новым минимализмом Фиби Фило. Новым — поскольку Фиби использует не полную пустоту классического минимализма, а лишь экспериментирует с формой, фактурой, узором, цветом, умудряясь не переходить тонкую грань минимализма. В этом творчество Кеннета Ноланда созвучно концепции обновленного бренда Celine.

Текст и коллажи: Дуня Захарова