РНО сыграл нового "Онегина"
Новое концертное исполнение под руководством М. Плетнева
Дирижер Михаил Плетнев знаменит своими интерпретациями опер. Талантливый пианист так неожиданно глубоко относится к этому жанру, что для постановки "Пиковой дамы" Чайковского даже был приглашен в Большой театр. 13 сентября в рамках IV Большого фестиваля Российского национального оркестра Михаил впервые продирижировал своим коллективом в концертном исполнении "Евгения Онегина".
Первой отличительной особенностью исполнения стало то, что оно никак не укладывалось в концертные рамки. Ограниченные сценические возможности обычно заставляют солистов во время концертных исполнений сидеть перед оркестром и скучать в ожидании своего выхода. В данном случае солисты выходили из-за кулис только к своему номеру и делали это всегда в образе, что превратило концерт в спектакль без костюмов и декораций. Даже во время дуэта Татьяны и Онегина было приятно и интересно смотреть на кокетничающую Ольгу и Ленского.
Татьяна в исполнении солистки чикагской "Лирической оперы" Дины Кузнецовой с первых нот ожидала роковой несчастной любви, ее сценическая сестра Алина Шакирова была беспечна, радостна и ровна. Онегина и Ленского исполнили коллеги по Новой опере Игорь Головатенко и Алексей Татаринцев, которые были безупречно галантны пластически даже в рамках крохотного сценического пространства. Как будто мастер-класс молодым давали артисты старой школы: солист Мариинки Константин Плужников в роли Трике и Ирина Удалова, няня Филиппьевна из Большого театра. Ссора Онегина и Ленского была всерьез драматична, французик Трике был так тонко забавен, что сорвал овацию, а финальный дуэт Онегина с Татьяной сохранил интригу преобразования характеров и слушался на одном дыхании.
Вторым подарком для публики стало дирижерское отношение Михаила Плетнева к опере. Московский слушатель привык к дирижерам, доминирующим над солистами оперы. В Большом театре идеально слаженный красивый оркестр может позволить солистам разойтись ритмически. В театре Станиславского и Немировича-Данченко певцов иногда душат слишком быстрыми темпами и очень большой звучностью. В Новой опере солисты часто распеваются только к последнему акту, не всегда способные прокричаться сквозь красиво ревущий оркестр. Михаил Плетнев не пошел на поводу у московской моды и решил полностью подчинить оркестр нуждам солистов. Расположение не в оркестровой яме, а прямо на сцене делает звучание инструментов неминуемо громче, но профессионалы экстра-класса способны даже непосредственно на сцене играть полушепотом, чтобы подчеркнуть красоту и проникновенность голоса Дины Кузнецовой.
Неожиданно театральное концертное исполнение "Евгения Онегина" стало ключевым событием IV Большого фестиваля РНО. 17 сентября также состоялся джазовой концерт солистов оркестра, а впереди слушателей ждет "Стравинский-гала" 20 сентября и заключительный концерт под управлением знаменитого Альберто Дзедды 23 сентября.
Текст: Екатерина Чудакова
Фото: rno.ru