Поиск

Модные прически как произведение искусства

Королевские парикмахеры

Текст: Buro 24/7

Иллюстрация: Франсуа Буше. Мадам де Помпадур
Иллюстрация: М. Зичи. Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II
Иллюстрация: Франсуа Буше. Мадам де Помпадур
Иллюстрация: Жан Батист Андре Готье Даготи. Мария Антуанетта с рукой,
лежащей на глобусе.

Сегодняшний пост посвящается прическам эпохи XVII и XVIII веков. И сразу возникает вопрос к женщинам: "Сколько времени сейчас вы тратите на укладку волос?" Я предполагаю, что эта процедура занимает в обычный день около 10 минут утром, если не запланировано на вечер визита в театр, ужина в ресторане, кафе или романтического свидания. А у мужчин уж никак не более 5 минут с короткой стрижкой. А можете ли представить, что приготовление прически заняло бы у вас весь день с раннего утра до позднего вечера, и это только для того, чтобы посетить бал или светский вечер?

В XVII веке во Франции законодателем моды был король Людовик XIV. В 1679 году вышел иллюстрированный модный журнал "Меркур Галант", в котором талантливые художники, граверы воспроизводили модные наряды королевского двора. Журналы не создавали моду, но они ее популяризировали, предлагали рекомендации, какие прически и одежду будут носить в данном сезоне.

Ж.Даготи. Мария Антуанетта

Жан-Батист-Андре Готье-Даготи. "Мария-Антуанетта с рукой, лежащей на глобусе"

Людовик XIV ввел обычай носить при дворе высокие пышные парики. В то время ходила молва, что сам король таким образом скрывал собственную плешивость. Действительно, парики могли прятать лысины, длительное время сохраняли прически из завитых волос, придавали более респектабельный вид. Вскоре парик стал знаком высокого положения. Без него дворянин не мог появиться на людях. Простые люди не носили париков, но отращивали длинные волосы.

В XVII веке модной прической считалась "а-ля Каденетт" (прядь волос с одной стороны была длиннее остальных). Также были распространены мужские прически с "любовными" локонами, завязанными на конце лентами того цвета, который так любила дама сердца. При таких прическах часто носили сережку в левом ухе с большой жемчужиной в виде капли.

Парики делали из разных материалов: натуральных волос, шерсти животных, морской травы, волокон кукурузы и проса. Во второй половине XVII века в моде были огромные парики. В это время происходит расцвет парикмахерского дела. Во Франции посыпались заказы на изготовление париков. Они стали предметом коммерции и экспорта. Если они делались из темных волос, то их запудривали. Парик стал официальным головным убором высшего общества, несмотря на все неудобства, связанные с его ношением. Королевский парикмахер Эрве первый разработал метод прикрепления волос на монтюр парика. Увеличивался штат парикмахеров. Услуги оценивались дорого, многие получали доходные должности, что создавало конкуренцию. Были случаи воровства париков на улицах города. Особенно популярен был такой метод: высокий мужчина на подносе мясника нес мальчика, накрытого покрывалом. В одну секунду мальчишка срывал парик с прохожего и убегал. Когда ошеломленный хозяин смотрел по сторонам, мясник останавливал его и предлагал помощь.

Дюкре. Мария Антуанетта

Жозеф Дюкре. Версальский дворец: "Мария-Антуанетта Лоррен-Габсбург"

Украшали прически драгоценными камнями, гребнями с жемчугом и лентами. В конце XVII века появляются такие прически, как "а-ля мутон" (под барана). При ней волосы располагались мелкими колечками по всей поверхности головы без пробора. Также была распространена прическа "а-ля катоган", когда длинные пряди завязывались в толстый узел, напоминающий конский хвост.

Женские прически XVIII века были высокие, украшались лентами и кружевами. Существовали также целые волосяные сооружения с полметра высотой. Если дама выезжала в свет, а прическа сделана заранее, то во время сна использовались специальные подголовники, которые давали возможность держать прическу на весу. В Париже готовили специальных парикмахеров в Академии парикмахерского искусства, которую создал мэтр Легро. Парикмахер Леонар впервые изобрел механизм, позволяющий прическе уменьшаться, чтобы дама могла сесть в карету. А если не удавалось, то, представьте себе, снимали верх кареты.

Знаменитый модник середины XVIII века австрийский канцлер Кауниц придумал оригинальный способ пудрить парик. В особой комнате распыляли пудру. Все это было похоже на мучную мельницу. Затем канцлер в парике входил в комнату, и его слуги с большими опахалами распыляли пудру на парик. После этого Кауниц менял запудренную одежду и ехал на светский прием или бал.

Многие дамы составляли целые композиции на волосах. Использовали птиц, мини-сады из крошечных искусственных деревьев. Самой модной прической была А la Belle Poule (с моделью знаменитого фрегата). Носить такие прически было опасно: волосы могли загореться от пламени свеч в канделябрах на балах.

M. Зичи

М. Зичи. "Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II"

Создание причесок в XVII и XVIII веках было целым искусством. Они видоизменялись, были высокие и низкие; посередине головы часто делали большую квадратную буклю, похожую на батарею. От нее шли по сторонам крупные локоны. Такая прическа была высокой и называлась "легавая собака". Иногда накладывали на голову также что-то вроде берета с цветами и перьями. Эта прическа называлась "тюрбан".

Каждая дама и ее парикмахеры старались сделать произведение искусства из волос, так как вечером дама выезжала на балы, светские вечера. И ей очень хотелось, чтобы этот шедевр настоящего искусства увидел весь высший свет.