What Is Black?
Малевича квадрат
An absence, a presence, a mood, and a mantle
Приходя в музей, люди имеют четкий, заранее подготовленный план. Многие заранее знают, что идут именно на этот этаж, именно к этой картине. У нас у всех уже есть полностью сложенное непоколебимое мнение о том, нравится нам это или нет, и неважно, видели ли мы это вживую хоть раз. Это не так уж и важно. "Черный квадрат". Каждый второй, кто приближается к этой картине, издает непонятный нечленораздельный звук и умудряется сказать о том, что так могут все! Нерадивые дети, собаки, будь то Венера Милосская без конечностей или Атлант, держащий небо. Все равно, ведь так, как Малевич, могут все. Отчего же так раздувается самомнение у людей, не способных к проявлению творчества? Почему их мнение так непоколебимо, почему они не способны деформировать свое сознание хоть немного для того, чтобы попытаться понять суть?
Либо так могут все, либо художник пытался изобразить лошадку, но она вышла довольно хромой, и Казимир не думая опрокинул бутыль с черной краской на полотно, вот и черный квадрат. Изначально вы сами придумываете это, потом же говорите, что он был не в себе, когда писал сие произведение. Мы сами порождаем слухи о пороках. Сами в них верим и тонем во всем этом. И выходит так, что один отрезал ухо, другого настигло вдохновение не в то время, что он был рожден не в свою эпоху. Может, тот, кто высмеивает, как раз и родился совсем не в ту эпоху?!
Вот, к примеру, он, человек, который говорит, что абсолютно не понимает всей сути этого чертового "Квадрата", но при этом глубоко убежден, что квадрат нарисован минут за двадцать, непременно черной краской и уж точно не несет никакой смысловой нагрузки. Квадрат да квадрат. Что за нерадивый его намалевал сто лет назад? И как такую "мазню" можно было продать за миллионы нерусских денег?! Вот только странно оттого, что если предложить всем этим людям взять в руки хотя бы кисти, краски и бумагу и нарисовать ту самую великолепную "мазню", то ни один из них не нарисует так же либо и вовсе откажется от этой нелепой затеи.
Что же это? Нелюбовь к искусству или же страх потерпеть фиаско перед самим собой? Да, выглядеть глупо перед самим собой, пожалуй, очень неприятно. Самому осознавать, что уже всего добился в жизни, есть жена, квартира и высшее образование, но вот смысл черной фигуры ты так и не постиг... Так и не смог нарисовать такой же и выручить за него больше чем деньги, а именно уважение и проникновение, восхищение плюс столетние споры и распри о смысле черной "глупости".
"Черный квадрат" и есть то самое фиаско многих людей. Это и глупость, и гениальность. Ведь нарисовать что-то более простое и минималистичное в то время было, пожалуй, невозможно, разве что не рисовать вовсе! Но додуматься до такого и так глубоко закопать сам смысл, который там действительно есть... "Черный квадрат'' — это самоирония, ирония и уход от душных мотивов с широкими и жаркими телами под виноградными ветвями. Это и есть наивысшая квадратная точка того искусства, той жизни, которую душили стереотипы лишь плотских утех и богатства. Отречение от всего блестящего и дышащего в затылок и есть супрематизм.