T
Со страниц истории — на ваши экраны: как создаются хитовые турецкие саги
Погружаемся в тайны исторических сериалов, популярных по всему миру
Дизайн: Виолетта Шепитько
Турецкие исторические саги, один из важнейших поджанров турдизи, — визитная карточка страны и ее кинематографии. Приковывая к экранам весь мир, подобные проекты увлекают не только сюжетами и харизматичными героями, но и экзотическим колоритом. В попытках достоверно передать эпоху и погрузить в нее зрителя мастера турецких сериалов ставят самые амбициозные задачи, в том числе и перед актерами, художниками-постановщиками, костюмерами и другими участниками съемочного процесса. Вместе с онлайн-кинотеатром Иви доказываем, что детали производства таких эпических саг могут заставить по-новому взглянуть на любимые истории.
Как костюмы, декорации и язык придали веку великолепие
С
овременная классика в формате исторических саг когда-то закономерно столкнулась с трудностями на этапе производства: турецкое телевидение еще не знало проектов такого масштаба. Не зря на момент выхода бюджет сериала — около 2 миллионов долларов — стал самым крупным для национального кино. Ради воссоздания подлинной атмосферы Османской империи XVI века были построены внушительные декорации, одна из которых — площадью в 5 тысяч квадратных метров — полностью копировала интерьеры дворца Топкапы в Стамбуле, резиденции османских султанов.
На ручной пошив роскошных костюмов по лекалам того времени ушло 150 тысяч метров тканей. Костюмеры умело сочетали броские платья и традиционные элементы одежды, вроде диадем и корон, хотя специалисты отмечают, что не все использованные одеяния соответствовали исторической правде (скажем, глубиной декольте платья героинь были обязаны французской моде начала 2010-х).
И все-таки сериал не смог бы завоевать такой успех, если бы не портретные сходства актеров с историческими деятелями, их харизма и упорство.
И
сполнительница главной роли Мерьем Узерли, воплотившая на экране образ девушки-иностранки из гарема султана, не знала турецкого и учила его практически с нуля. Ее сильный акцент в первых эпизодах сыграл только на руку создателям: зритель может вместе с ней пройти путь от рабыни-славянки, чужой в этом мире, до сильной и благородной правительницы.
Те же, кто вешает на сериал ярлык «мыльная опера», не очень знакомы с процессом производства исторических саг: такие проекты снимаются по 16–18 часов в день, чтобы бесперебойно обеспечивать зрителей новыми эпизодами. Некогда задав высокий стандарт качества, создатели «Великолепного века» приучили коллег к норме в шесть рабочих дней, постоянному содержанию локаций (около десяти рабочих и более 100 вспомогательных) и большой съемочной группы (около 150 человек). Такой подход чреват осложнениями, с которыми пришлось столкнуться авторам после неожиданного ухода из проекта его ключевой звезды Мерьем Узерли. Профессиональное выгорание заставило ее отказаться от работы, а создателей — оперативно искать замену, коей стала Вахиде Перчин, в 32 сериях сыгравшая постаревшую Хюррем-султан.
Как турецкое благородство на альпийских склонах стало реальностью, а затем — легендой
И
сторический блокбастер «Эль Турко», который называют турецкой «Игрой престолов», производит впечатление уровнем постановки и тщательным воспроизведением на экране облика XVII века. После поражения в битве за Вену (сражение 1683 года, прервавшее 2-месячную осаду австрийской столицы и переломившее ход 300-летней войны Османской империи с Центральной Европой в пользу последней — прим. BURO.) турецкий янычар Хасан Балабан оказывается в австрийском плену, но умудряется сбежать прямо перед казнью и укрыться в маленькой деревушке Моэна в Итальянских Альпах. Сперва столкнувшись с опасениями местных, Балабан (в переводе с турецкого «крепкий») завоевывает их доверие, становится их главным защитником и влюбляется в местную девушку Глорию.
В реальности герой, возглавив восстание жителей против немецких феодалов (герцогство Аугсбург хотело обложить бедняков высокими налогами), стал не просто легендой, а настоящей путеводной звездой для этой деревушки. Вот уже 300 лет с того момента, как визитер стал оберегать Моэну, местные живут по заветам Хасана Балабана. Бюсты и памятники «Эль Турко» здесь рассыпаны по всей территории, а раз в год проходит турецкий фестиваль со всеми атрибутами национальных гуляний: флаги, форма и гимн янычар, готовка традиционных блюд.
В сериале можно будет увидеть, как итальянская деревушка, закабаленная местными герцогами, постепенно получает инъекцию турецкой культуры. По ходу сюжета в живописную локацию добавляются элементы восточного колорита, а создатели исторической саги любовно воспроизводят быт того времени по архивным документам и местным преданиям. Суперзвезда турецкого кино Джан Яман, сыгравший роль Балабана, для съемок то терял вес, то обрастал мышцами, но, главное, смог отразить талант Хасана-дипломата, владевшего турецким, итальянским, русским и немецким языками. Кроме того, актер брал дополнительные уроки верховой езды и, как показывают многочисленные видео с площадки, искал расположения лошадей — общался с ними, успокаивал, дурачился.
«Э
ль Турко» обозначает собой новый виток развития национальной индустрии, ведь это первый турецкий проект, целиком снятый на английском языке. Съемки проходили в Венгрии, где собрался интернациональный состав актеров: исполнители двух других ключевых ролей Грета Ферро и Уилл Кемп — итальянка и англичанин. На съемочной площадке также нашлось место и для актеров из Чехии, Ирландии, Канады и Германии.
Беспрецедентный размах заметен как на экране, так и за его пределами: проект вошел в топ-10 самых ожидаемых сериалов 2025 года по версии портала IMDb. Премьера состоится сразу в 20 странах, и российский зритель сможет увидеть историческую сагу вместе со всем миром, а исполнителя главной роли Джана Ямана — еще и воочию. Звезда турецкого кино вместе с командой создателей проекта прилетит в Москву на закрытый показ «Эль Турко» 19 марта, а все серии выйдут в онлайн-кинотеатре 21 марта.
Как батальные сцены и тяга к достоверности позволяют показать рождение нации
Т
ема становления державы остается одной из самых трудоемких для создателей исторических саг. Недостаточно освоить архивные материалы и блюсти точность — необходимо предложить зрителю вдохновляющую и увлекательную историю. Сериал «Основание: Осман», рассказывающий о подвигах легендарного лидера тюркского народа, решает эту сверхзадачу с помощью большого цеха профессионалов. И немудрено: сиквел турдизи «Воскресший Эртугрул», посвященного судьбе лидера тюрков-огузов племени кайи (будущие османы), повествует ни много ни мало о рождении великой империи. Осман-бей, будущий Осман I, вот-вот станет родоначальником правящей династии, но перед этим его ждут тяжелые испытания: предательства, внутренние и внешние враги, потерянная любовь и монументальные битвы.
С учетом размаха и масштаба задумки неудивительно, что для съемок был фактически построен XIII век: возведены целые византийские города, вырыты водоемы, созданы стойбища. Шатры для последних были изготовлены по спецзаказу в Туркменистане и привезены оттуда. Для пошива костюмов использована антикварная ткань, а для того чтобы сделать вышивку национальных орнаментов, команда консультировалась с историками. Знаменитых инженеров и оружиеведов привлекли к дизайну доспехов и арсенала: те клинки, которые зритель может увидеть на экране, не бутафория, а настоящие сабли, мечи, ятаганы.
Создатели также постарались найти баланс между зрелищностью и правдоподобием в сценах сражений, над которыми работали лучшие постановщики боев в Турции. На хореографию нескольких битв воителя Осман-бея с монголами ушли недели, а боевой подготовкой актеров (авторы исторической саги лишь в крайних случаях прибегали к услугам каскадеров) занимались действующие офицеры турецкой армии. В конце концов, и исполнитель главной роли Бурак Озчивит, и другие звезды сериала провели серьезную работу по вживанию в эпоху: им удалось передать то, как мыслили и чувствовали предки современных турок.
Д
ействие фильма охватывает период перехода от родо-племенных отношений к государственности, а сюжет изобилует множеством параллельных линий — от противостояния тюрков-огузов с византийцами, монголами и персами до романтических интересов Осман-бея. Для погружения актеров в атмосферу постоянного напряжения создатели руководствовались едва ли не системой Станиславского: исполнители ролей отправились в лес на девять месяцев, предшествующих съемкам, чтобы пройти полевую подготовку, обучиться стрельбе из лука, возведению жилищ и кочевому образу жизни. С учетом аутентичности построек, костюмов и оружия «Основание: Османн» производит впечатление подлинного эпика, далекого от стандартов современных западных блокбастеров, целиком произведенных, как правило, на компьютерных студиях.
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.6,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"width":1080,"column_width":142,"columns_n":6,"gutter":45,"margin":0,"line":20}{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}