креативный продюсер, куратор
Модные конгломераты создают собственные институции, становясь полноправными игроками арт-индустрии. Корпоративные коллекции искусства — уникальный актив, ликвидность которого напрямую почти не зависит от финансовых показателей и экономических потрясений.
У общества много этических вопросов к индустрии моды: загрязнение окружающей среды, провокационная рекламная коммуникация, создание искусственного ажиотажа и дефицита. И все это ради единственной цели — увеличения объема продаж. Фэшн-компаниям нужно что-то в противовес такому коммерческому подходу — абсолютная добродетель, которая перекроет любые неоднозначные вопросы. Как раз этим выступает сотрудничество с арт-индустрией. Мы же помним, как Козимо Медичи не только благоволил искусству, но и использовал его для укрепления власти, влияния и имиджа династии. С одной стороны, такое решение весьма цинично. С другой — по мнению многих историков, именно тогда началась волна флорентийского Возрождения, чье значение в истории мировой культуры вряд ли можно переоценить. Ну и конечно, некоторые руководители фэшн-конгломератов действительно искренне любят и искусство, и коллекционирование.
«Я испытываю сильные эмоции: что-то захватывает меня, взывает ко мне… Интенсивность чувств ошеломляет, и порой я ощущаю себя пойманным в ловушку — внутренний голос говорит, что я не могу позволить этой работе уйти. Затем я начинаю процесс добавления работы в коллекцию, чтобы другие тоже могли открыть для себя ее красоту. И надеюсь, что зрители испытают те же эмоции, что и я, когда впервые увидел эту вещь».
Франсуа Пино — основатель фонда Pinault Collection и Kering, которой принадлежат в том числе Gucci, Balenciaga, Saint Laurent. Первые значимые работы Пино приобрел в начале 70-х и со временем стал обладателем одной из самых выдающихся арт-коллекций в мире.
Первое помещение фонда Pinault Collection открылось в 2006 году в Венеции. Им стал дворец Palazzo Grassi. Позже к нему добавилось и величественное здание венецианской таможни Punta della Dogana. Венеция была выбрана неслучайно: именно здесь еще с 1895 года проходит Биеннале — самый известный и престижный форум мирового искусства. И все же изначально метил Пино в Париж: возможность показать свою коллекцию в столице Франции имела для него «важное и символическое значение на личном уровне». Вот только получить разрешение на создание музея в Париже получилось у Пино не сразу.
ДВОРЕЦ PALAZZO GRASSI
Парижская мечта Пино исполнилась в 2021 году — музей открылся между Лувром и Помпиду, в здании торговой биржи Bourse de Commerce. Большую роль в воплощении мечты сыграл архитектор Тадао Андо, работавший и над предыдущими проектами в Венеции. Притцкеровский лауреат, Андо превзошел самого себя в проекте, мгновенно предложив поместить «круг внутрь круга» и сумев преподнести бетон, из которого сделан гигантский цилиндр, как благородный материал, достойный и классической архитектуры, и монументальных фресок.
МУЗЕЙ BOURSE DE COMMERCE
Простые геометрические фигуры, доведенные до совершенства, — основы архитектурного видения Андо. Интересно провести геометрическую параллель с Palazzo Grassi, в основе которого квадрат, и с Punta della Dogana, повторяющей форму треугольника. Бесконечный двойной круг здания Burse de Commerce, похоже, действительно сможет увековечить имя Пино в мировой истории искусства.
Главный конкурент Kering — LVMH, в чей портфель входят Dior, Celine, Fendi, Loro Piana, Bvlgari и Tiffany & Co. (список можно продолжить). Его владелец Бернар Арно занимает третье место в списке самых богатых людей мира и по совместительству является таким же поклонником искусства, как и Пино.
История империи LVMH невероятна: вокруг решений Арно много разговоров и даже судебных дел, но ему практически всегда удавалось достигнуть поставленных целей, какими бы фантастическими они ни казались. То же можно сказать о его проектах в искусстве, включая главный — Foundation Louis Vuitton. Его реализация затянулась на годы: строительство на территориях, прилегающих к Булонскому лесу, согласовать было непросто.
Когда я впервые получила ежегодную рождественскую открытку от главного офиса LVMH с изображением будущего здания фонда Louis Vuitton, парящего над землей, не могла представить, что проект будет осуществлен в точности таким, каким задумывался на бумаге: настолько инопланетной, масштабной казалась такая архитектура. Это же изображение занимало целую стену офиса LVMH на Авеню Монтень, как бы подчеркивая его важность для компании.
Позже, увидев своими глазами ожившую футуристическую картину, я совершенно поразилась тому, как здание дышало и реально парило, несмотря на всю масштабность. Автором выступил архитектор Фрэнк Гери, который после признался, что решал, пожалуй, самую сложную задачу на своем пути.
FOUNDATION LOUIS VUITTON
Сегодня миссия фонда — «Пропагандировать современное искусство и делать его доступным для как можно большего количества людей» — блестяще реализуется благодаря художественному директору Сюзанне Паже. Практически каждая выставка становится хитом.
Помимо Foundation Louis Vuitton, важнейший вклад Арно в просвещение — спонсирование двух выставок, посвященных коллекциям Сергея Щукина и братьев Морозовых. Обе коллекции — культурное достояние России и Франции. Купцы-старообрядцы, вышедшие из крепостных, оказались визионерами. Они собирали импрессионистов, их новаторские и смелые для начала XX века работы. По словам самого Арно, он хотел провести параллель между собой и великими русскими собирателями искусства, показать, насколько бизнес может быть полезным для сохранения культурного наследия.
Выставка «Шедевры нового искусства. Собрание С. И. Щукина» открылась в 2016 году в фонде Louis Vuitton и впервые показала шедевры коллекции (130 работ), собранные воедино. Бюджет проекта был настолько велик, что фонд отказался разглашать цифры с прекрасной формулировкой: «когда речь идет об искусстве и просвещении, деньги отходят на второй план». Позже выставку привезли в ГМИИ им. Пушкина в еще более полном формате (уже 450 работ), а в 2022 году она отправилась в Эрмитаж.
Коллекцию братьев Морозовых представляли в тех же музеях. Вполне вероятно, зрители смогли насладиться шедеврами в таком объеме в последний раз. Увы, состояние многих экспонатов едва ли позволит повторить эксперимент.
В 2019 году в ГМИИ им. Пушкина прошла выставка «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». В Москве оказались шедевры современного искусства — все выставлялись в России впервые. Для публики эта выставка стала настоящим событием. Лично мне не верилось, что любимый всеми классический музей покажет великолепные образцы современного, прогрессивного и бескомпромиссного искусства. В воздухе витало удивительное ощущение, что Москва идет в ногу с культурным мировым временем. Сравниться с этим событием может только открытие музея «Гараж» в Бахметьевском парке в далеком 2008 году выставкой «Определенное состояние мира?» — она состояла из коллекции Франсуа Пино.
Еще одна важная персона в мире моды и искусства — Миучча Прада, унаследовавшая от деда одноименную компанию. Главное отличие Миуччи от французских коллег — она и сама, по сути, художник. Прада создает новые смыслы, тренды и явления, а потому и проекты Fondazione Prada более сложны, глубоки и противоречивы. Миучча участвует в выборе кураторов и художников, в построении архитектуры выставок и действительно серьезно разбирается в искусстве.
В 1993 году Прада открыла выставочное пространство Prada Milano Arte, которое использовалось для презентации скульптур. Позже его переименовали в Fondazione Prada. В то здание, где фонд обосновался теперь, — Ca' Corner della Regina в Венеции — он переехал в 2011-м. Многие из моих коллег сходятся во мнении, что проекты фонда в Венеции задают тренды в индустрии. И зачастую больше интересны инсайдерам мира искусства, чем широкой аудитории.
ЗДАНИЕ CA' CORNER DELLA REGINA В ВЕНЕЦИИ
Спустя четыре года заработало еще одно масштабное пространство в комплексе зданий бывшего винокуренного завода в Милане. Архитектор Рем Колхас, давний архитектурный партнер Prada, курировал проект вместе с бюро OMA целых семь лет. В результате сотрудничества старая архитектура и новые решения нашли общий язык: строгие формы постиндустриального неоклассицизма соединились с полностью покрытой сусальным золотом заводской башенкой. Абсолютно каждая выставка в Fondazione Prada — остроумное, яркое, ироничное высказывание на языке современного искусства.
ЗДАНИЕ FONDAZIONE PRADA В МИЛАНЕ
ОБСЕРВАТОРИЯ FONDAZIONE PRADA В МИЛАНЕ
На примере эти трех конгломератов можно смело сказать, что без активного участия моды современная культура была бы менее насыщенной и яркой. В Fondazione Prada проходят выставки, ради которых специально хочется полететь в Милан. Музеи, созданные LVMH и Kering, через 50 лет после открытия перейдут в собственность Парижа. Изучив экспозиционную программу и коллекции фондов, можно превратиться из обывателя в более подкованного зрителя и даже ценителя.
Корпорации создают, содержат и открывают публике огромные, многомиллионные коллекции первоклассного искусства. Они делают его более доступным для аудитории. Во многом благодаря им поход в музей, разговор о художниках и коллекционирование постепенно перестают быть досугом только элитарных и аристократических кругов. Кроме того, брендовые арт-фонды поддерживают самих художников — выделяют средства на производство арт-проектов, поддержку молодых художников, борьбу с социальным неравенством и развитие грантовых образовательных программ.
Так что какие бы цели ни ставили перед собой руководители компаний, общество от этого только выигрывает. Переоценить пользу искусства невозможно. Ведь именно искусство помогает осознать, что человек в течение всей жизни непрерывно учится любить, сопереживать, множить добро и сопротивляться злу.
17.02.23, 12:37