"Брежнева мой дядя не любил. Брежнев казался ему временным явлением..."
"Наши", Сергей Довлатов
Ночью 5 июня фрагменты последнего выпуска программы "Познер", где интервьюер задает вопросы премьер-министру Дмитрию Анатольевичу Медведеву, оказались недоступны для пользователей сети VK.com. В частности, нельзя посмотреть отрывки беседы, посвященные обсуждению нового состава правительства, общественного телевидения, нынешней политический ситуации, а также ответы Медведева на фирменный блиц-опрос Познера "вопросы Марселя Пруста". Как объяснили администраторы социальной сети, ролики "были изъяты из публичного доступа в связи с обращением правообладателя". Позднее появилась обновленная версия блокировки, ее озвучил глава пресс-службы VK.com Владислав Цыплухин: "Первый канал – крупный правообладатель, который имеет полномочия удалять контент из сети. Запись интервью была передана пресс-службе Дмитрия Медведева, модератор канала же, не разобравшись в вопросе, заблокировал через поиск некоторые отрывки программы".
Вопрос возникает сам собой. Зачем? Зачем удалять запись программы, транслируемой по всей России накануне и наверняка побившей рейтинги выпусков с другими гостями, когда-либо присутствовавшими в студии Владимира Познера? Ведь главное чудо свершилось: рано или поздно, сильно или слабо, интересно или не очень, но одно из первых лиц государства появилось в гостях у лучшего журналиста страны. Экс-глава государства и по-прежнему один участников так называемого тандема ответил на наболевшие, но от этого не менее провокационные вопросы Владимира Владимировича. И если это деликатное интервью состоялось, то к чему эти запреты на просторах интернета? Поступок модератора можно было бы назвать смешным, если б он не иллюстрировал так ярко проблемы со свободой слова сегодня.
Самоцензура, пожалуй, была главной чертой советского человека. Еще бы, кухонные разговоры дозревали до Болотной в течение двадцати лет, и все же модификация приостановлена на начальной стадии. Казалось бы, запала молодежи должно хватать на активные гражданские действия и в реальной, и в виртуальной жизни. Они путешествуют и говорят на разных языках. Они могут выигрывать гранты и бороться за старт-апы, сравнивать и видеть недостатки в гос- и бизнес-системе, более того, они могут все исправить. В новое время "Твиттера" и Facebook каждый получил право на слово. Но почему же советскость в самом убогом ее проявлении не умирает?
Ответ прост и оттого гениален: система осталась прежней. Цензура живет в нас, а мы живем в ней. По иронии судьбы, модератор не удалил именно тот фрагмент программы, когда Владимир Познер спрашивает Дмитрия Медведева о партии "Единая Россия", о последнем съезде и отсутствии голосования. Интересно сравнение ведущего нынешней правящей партии с КПСС времен застоя: "И даже там голосование не было открытым..." Ироничный ответ Медведева нисколько не удивил телегуру, скорее на его лице появилось отчаяние – эмоция человека, который осознает, что его работа не имеет смысла. Ради справедливости отмечу, тема "Единой России" не единственный повод для расстройства Познера. Апофеозом разговора стала "перепалка" о телевидении. Владимир Познер: "Вы искренне думаете, что я и мои коллеги по федеральным каналам не хотим пригласить их (лидеров несистемной оппозиции. – Прим. ред.) и поэтому их здесь нет? Вы так думаете?" Дмитрий Медведев: "А что думать? Вы ж меня пригласили – я к Вам пришел". Познер: "Вы знаете, мне сказали, что Вы так и ответите..." После этого Познер не предпринял ни одной попытки "вывести Медведева на чистую воду", и даже эта не самая острая беседа журналиста и нынешнего премьера была удалена с серверов социальной сети.
Важно понимать, что самоцензура – лишь следствие цензуры, которая, к сожалению, была, есть и будет в российском государстве. И это страшно не потому, что Алексей Навальный не сможет прийти в Останкино и ответить на вопросы Владимира Познера, а потому, что журналистика раскололась на два лагеря, ни в одном из которых нет объективного, непредвзятого мнения, а, главное, нет чистого знания, которое позволяет делать выводы о политике самостоятельно. Именно в такой системе голосуют единогласно, ведь скудость мысли порождает легионы единомышленников...
Василий Омаров
05.06.12, 23:30
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7