"Голый и матерящийся современный театр — вот чего боятся наши люди"

Колонка приглашенного редактора Buro 24/7 Кирилла Серебренникова

На этой неделе роль приглашенного редактора Buro 24/7 взял на себя Кирилл Серебренников. В первой колонке худрук "Гоголь-центра" рассказывает, почему современный театр вызывает у людей чувство страха

В последнее время нас чем только не пугают. Нас пугают Европой, нас пугают Америкой и тем, что к власти придут фашисты или националисты. Мы очень испуганы. Практически всем. И как показывают данные соцопросов, не пугает нас только одно — война. Более того, 70% россиян считают, что воевать надо. Им не страшно взять в руки оружие, бросить насиженное место и идти на войну. Им, всем этим отчаянным людям, или очень многим, страшно другое — современное искусство.

Услышав фамилию Гельман, они закрывают окна, двери и ложатся на пол. При одном упоминании современного театра они знают, что надо осенить себя крестным знамением, запереть детей в темной комнате и сесть рядом с тревожной кнопкой, чтобы в случае чего пришли казаки, полиция или кто там еще. Не инфляция, не коррупция, не безработица, не плохая медицина, не разрушенные дороги, не покосившиеся дома, не нищенские зарплаты, а современный театр — голый и матерящийся, призванный развратить детей россиян, — вот чего боятся наши люди. Вот что их действительно пугает и волнует.

Все это, разумеется, происходит не без усилий пропагандистов, которые на самом деле не прочь отравиться плодами ими же ругаемого "евросодома", которые не прочь посетить громкие премьеры "вредного" театра и походить на выставки с "дегенеративным искусством"; они получают за свою деятельность приличные зарплаты и живут, как партийные деятели, кушавшие деликатесы во время блокады Ленинграда. 

Как человек, который имеет непосредственное отношение к современному искусству, я, слушая весь пропагандистский бред про "я вижу свет!" и про "нужен ли нам такой театр?", сначала смеялся, потом пожимал плечами, потом просто молчал, не верил, что слышу то, что слышу, подумывал о заказах со стороны конкурирующих театров, а сейчас... Я решил, что время от времени не боящимся войны россиянам просто надо рассказывать, что такое современный театр. 

Понятие "современный театр" нужно толковать дословно: театр, который существует сегодня. По моему глубокому убеждению, несовременным театр быть не может. Точно так же, как не существует классического театра. Спектакль  эфемерное явление, появляющееся и исчезающее мгновенно. В палате мер и весов во Франции не лежит эталон театрального спектакля. Никто не знает и не может знать, как должен выглядеть идеальный спектакль,  все это субъективно. А когда говорят о "классическом театре", я все хочу переспросить: вы говорите про Грецию, про Пале-Рояль, про Пещное действо, про что? Дифференцировать можно приемы и средства, отличая подлинную актуальность искусства театра от использования множества клише, которые дают зрителю ощущение традиционного театра.

Понятие "современный театр" нужно толковать дословно: театр, который существует сегодня. По моему глубокому убеждению, несовременным театр быть не может

Если говорить про себя, то я, когда иду в театр, хочу поразиться: увидеть историю, людей, которые умеют делать то, что не умею я сам, насладиться музыкой, светом и всем остальным. Увидеть чудо. У Сергея Павловича Дягилева был лозунг, соответствующий подобному принципу: "Удиви меня!" Приемы, с помощью которых удивляет современный театр, совершенно разнообразны. Во-первых, игра актеров, которая может заставить забыть обо всем остальном. Зритель получает удовольствие, просто наблюдая за перевоплощением, за исполнительской техникой, с помощью которой актер заставляет зрителя забыть, что он в театре. Техника старая, но является ли хорошая актерская работа частью современного, актуального театра? Да, безусловно.

Второй пункт  технологии, которыми театр сегодня весьма увлечен. Мы, как люди современной цивилизации, неотделимы от всяких гаджетов. Театр любознателен, как любой из нас. Он быстро и довольно легко вбирает в себя все чудеса и технические новинки мира. Этой теме, допустим, посвящен мультимедийный фестиваль, который ежегодно проходит в рамках проекта "Платформа" на "Винзаводе". Там демонстрируется, как художник может использовать самые разные гаджеты для создания искусства. 

В-третьих, новый подход к драматургии, слову, текстам. В замечательной книге Ханс-Тиса Лемана "Постдраматический театр" уже давно зафиксирован интересный факт в развитии современного театра: отказ от пьесы как основы спектакля и приход к формам, соединяющим цирк, инсталляции, движение и все остальное. Сегодня люди комфортно себя чувствуют, смотря спектакль и вовсе без сюжета. Еще недавно это было невозможно. А теперь нам не всегда нужен автор как проводник, как ведущий, мы и сами складываем в голове мозаику спектакля, строим свой собственный сюжет. Точно так же, как в обычной жизни формируем информационную картину из статусов и заголовков статей, которые никто уже не читает до конца. 

В-четвертых, в-пятых, в-шестых... Словом, не надо бояться современного театра. Его определяют вовсе не мат и не обнаженка, не кощунство и не надругательство над классическими произведениями. Вовсе нет! Современный театр  это вкусное и полезное блюдо. Глупо не есть его только потому, что кто-то вам наговорил кучу глупостей, или потому, что оно не похоже на привычную большинству картошку.

Кирилл Серебренников

01.09.14, 9:58

  • Иллюстрация: Дарья Макеева