На прошлой неделе Лондон захватила арт-лихорадка: очередная ярмарка Frieze прошла с 2 по 6 октября. BURO. публикует репортаж с перечислением главных действующих лиц 2019 года
Frieze — корпорация, включающая в себя печатное и онлайн-издание о современном искусстве, а также ярмарку с несколькими локациями. Она ежегодно проходит в Лондоне, Нью-Йорке и, начиная с этого февраля, в Лос-Анджелесе.
Лондон, родина Frieze и его основателей — бизнесменов Аманды Шарп и Мэтью Слотовера, — проводит две ярмарки одновременно: Frieze Masters, на которой продают и показывают работы старых мастеров, начиная с античного искусства и заканчивая художниками XX века, и собственно Frieze London, где выступают галереи современного искусства. В огромном пространстве в Риджентс Парке, включающем два павильона, разделенные парком скульптур, легко потеряться. 170 галерей выставляют своих лучших авторов, и ежедневно проходят показы фильмов, дискуссии и встречи. По всему городу открываются параллельные выставки и проводятся специальные мероприятия, нацеленные на гостей ярмарки. Мы за эти дни посмотрели почти все и рассказываем о главных героях прошедшей недели.
Арт-менеджер, которую британский Vogue называет вундеркиндом, возглавляет ярмарку с самого ее открытия в 2003 году. Она также придумала и воплотила Frieze Masters, где показывают работы, созданные до 2000 года, а в 2014-м возглавила отделения ярмарки в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Говоря о концепции Frieze в этом году, Сиддаль делает акцент на иностранных участниках и международном характере: ее задачей было «привезти мир в Лондон» в преддверии Брекзита. Галереи приехали из 35 стран, разнообразия на этой ярмарке было больше, чем когда-либо. К сожалению, российских участников на Frieze не было с 2012 года.
Многие галереи принимали участие в Frieze London впервые и не боялись показывать смелые некоммерческие проекты. Одной из них стала шанхайская AIKE, которая превратила стенд в площадку для перформанса китайского художника Тан Дисина. В работе «Rest Is The Best Way of Revolution» художник перевоплотился в сотрудника медслужбы и перебинтовывал всех желающих, обездвиживая таким образом части тела участников. «Отдых — это лучшее противодействие хаотичному и беспокойному миру сегодня», — считает Дисин. Навязывая такое своеобразное бездействие участникам перформанса, художник распространяет свое видение борьбы с чрезмерной суетой и хаосом современной реальности.
Лучшим стендом по версии самого Frieze — премия вручается ежегодно специальным жюри — в этом году стала галерея Sprüth Magers. Члены жюри отметили гармоничное кураторское решение пространства, в котором работы таких разных художников, как Дженни Хольцер и Каари Упсон, сосуществовали и вступали в диалог друг с другом. Члены жюри отметили гармоничное кураторское решение пространства, в котором работы таких разных художников как Дженни Хольцер — она известна провокационными текстами, — и концептуальной художницы Каари Упсон сосуществовали и вступали в диалог друг с другом.
В этом году посетители увидели секцию Woven, созданную куратором Космин Костинас и посвященную текстилю. Костинас — куратор и писатель — в настоящее время возглавляет арт-центр Para Site в Гонконге, а до этого был главным куратором центра современного искусства BAK (Basis voor Actuele Kunst) в Утрехте. Он также входил в кураторскую команду многих международных проектов, в том числе 10-й Шанхайской биеннале и 1-й Уральской индустриальной биеннале. В секции Woven ярмарка пыталась представить новый взгляд на колониальное наследие и открыть для европейской публики художников из Южной и Юго-Восточной Азии. Космин говорит, что «…ткачество и работы из текстиля долгое время были маргинализированы в евроцентрированном мире, хотя история и традиции этого вида искусства богаты и разнообразны».
Завсегдатаи ярмарки — галереи-гиганты Gagosian, Hauser & Wirth, White Cube, David Zwirner и Pace — привезли работы художников уровня Кунса и Стерлинга Руби и продали большую часть из них в первые часы после открытия, чем опровергли всеобщие опасения о нестабильном финансовом положении Лондона. В частности, Hauser & Wirth отчиталась о продажах в 14 млн долларов с работами Филипа Гастона и Марка Брэдфорда. Hauser & Wirth, расположенная в Лондоне, воспользовались своим преимуществом и создала стенд, который резонировал с пространством галереи в районе Мэйфэйр: в просторном помещении большие полотна калифорнийского художника Марка Брэдфорда раскрылись в полном масштабе.
Брэдфорд — настоящий триумфатор последних лет, показавший свои работы в крупнейших музеях мира, включая Пушкинский — в рамках коллекции Foundation Louis Vuitton. Чернокожий художник часто поднимает вопросы расового, классового и гендерного неравенства. Для своей первой выставки в лондонской галерее Hauser & Wirth Марк создал новую серию фирменных абстрактных полотен, на этот раз вдохновленную античной мифологией.
За пределами ярмарки Frieze не заканчивался: по всему городу открывались выставки и устраивались мероприятия, приуроченные ко времени Frieze. Несмотря на явный международный фокус, британское искусство занимало значительную часть параллельной программы.
В частности, работы британского художника показала галерея Gazelli Art House с Довер Стрит: Дерек Бошиер — ключевая фигура в поп-арт-искусстве страны, он дружил и вдохновлялся Дэвидом Боуи, который, в свою очередь, коллекционировал его работы, а также группой The Clash, и всегда был близок массовой культуре Британии и Америки. Для выставки в Gazelli Art House он создал две серии работ «Fragments: Contemporary Still Life» и «The Night and Snow», занявшие оба этажа галереи. В них художник исследует, как изображения, которые атакуют нас сегодня со всех сторон, взаимодействуют между собой, и использует новые медиумы, в частности, вышивку. «Это большая удача —работать с таким мастером, который не просто повторяет свои собственные работы из прошлого, но продолжает работать и рисковать, открывая новые грани своего искусства», — делится Мила Аскарова, директор галереи.
Большой резонанс получила выставка самого сюрреалистичного и фантазийного фэшн-фотографа современности в одном из самых старых музеев Англии. Тим Уолкер в Музее Виктории и Альберта представил полный спектр своего искусства: от фотографий и фильмов до специальных инсталляций, а также создал 10 новых серий, вдохновленных десятью предметами из коллекции музея. Выставка «Tim Walker: Wonderful Things» полностью оправдывает свое название и погружает посетителей в сказочные миры, созданные фотографом, показывая знакомых персонажей (таких как Тильда Суинтон и Александр Маккуин) с совершенно новой стороны. Выходя за пределы привычных представлений о выставке и фотографии, Уолкер помещает свои работы в настоящее зазеркалье, созданное сет-дизайнером Шоной Хит, которая работает с ним 20 лет и мастерски транслирует его видение. Частью экспозиции также стали костюмы и платья Александра МакКуина, Валентино и других дизайнеров.
Другие истории
Подборка Buro 24/7