Мария Байбакова об арт-загадках апреля и мая

От "хрипа" на викторине в Лондоне до "охоты" на восходящую звезду в Нью-Йорке

Наш постоянный колумнист Мария Байбакова рассказывает о важных событиях в мире современного искусства за последние месяцы

В теории: в апреле, после мартовского безумия, мир искусства ненадолго замирает перед сумасшествием ярмарки Friezе в Нью-Йорке. Эту небольшую передышку перед очередным майским броском я ценю, как спа-ретрит: меньше передвижений по миру — больше времени на оценку происходящего. Да и просто возможность выспаться без джет-лэга. 

The Arts Quiz 2014 в The Arts Club (фото: Paul Khera)

В Лондоне апрель в мире искусства начинается в The Arts Club с проверки на вшивость для коллекционеров, галеристов и специалистов аукционных домов. Первого числа здесь проходит ежегодная арт-викторина в поддержку фонда современного искусства Parasol Unit. Хозяева фееричного интеллектуального мероприятия  моя любимая арабская арт-сборная: ливийская принцесса Алия аль-Сенусси, коллекционер Абдулла аль-Турки и галеристка Шарифа аль-Судэри вместе с английскими учредителями Грегором Мьюиром (исполнительный директор Института современного искусства  ICA) и Оливером "Олли" Бэйкером (главный аукционист Sotheby's). Эти шумные ребята определенно сделали тот апрельский вечер! Кто еще представляет себе людей из мира искусства тихонями? Участники викторины, в том числе и я, сорвали голоса, выкрикивая ответы. На следующее утро никто не мог говорить, а только писали друг другу сообщения по WhatsApp. Хотите проверить знания? Вот несколько вопросов викторины: "Какой автор представлял Великобританию на 56-й Венецианской биеннале?" "Назовите самую дорогую картину в истории: где и за сколько она была продана?" "Кому из молодых художников один коллекционер недавно подарил "Феррари"?" или "Каких художников помимо Пикассо упоминает Jay-Z в своем треке Picasso Baby?" Оказывается, представители аукционного дома Christie's отлично читают рэп  они и выиграли викторину.

"Эллиптические вариации II", Шезад Давуд, 2014

Кадр из фильма "По направлению к возможному фильму", Шезад Давуд, 2014

Спустя два дня в галерее фонда Parasol Unit открылась выставка Шезада Давуда "По направлению к возможному фильму" (она длилась до 25 мая). Возможно, вы помните его красную неоновую работу "Аллах суверенен", которая чуть не испортила мне репутацию в Ноттинг-Хилле, или видели его работы на моей выставке "Чудеса: новое искусство из Лондона" на "Красном Октябре" в феврале 2009 года. На своей лондонской экспозиции этот прекрасный и интеллигентнейший британец индийского происхождения представил кадры из двух новых короткометражных фильмов и скульптуру теоретика Роберта Антона Уилсона. Все, что творит Шез,  это альтермодернизм, крутой замес из инсталляций, видеоскульптур и живописи. А еще у него отменное чувство юмора. Заглавная работа выставки  нон-фикшн-притча о синекожих космонавтах из прошлого, апокалипсисе и квантовой теории.

"Дон Кихот под красным солнцем", Тимур Новиков, 1998

Тем же вечером благотворительный фонд Calvert 22 открыл выставку "Клуб друзей: "Новая Академия" и "Новые художники", посвященную двум андеграундным течениям в СССР вокруг автора Тимура Новикова. Наш ответ Чемберлену, или солидная часть программы перекрестного Года культуры Великобритании и России. Зайдя на выставку, на меня нахлынула ностальгия! О Тимуре Новикове, яркой звезде эпохи перестройки, я писала во время получения степени магистра в Институте искусства Курто. Тогда, в 2008 году, очень мало людей в Лондоне знали, кто такой Новиков, или хотя бы слышали его фамилию. У русскоязычных посетителей на выставке флэшбэков было немало. Слоган экспозиции: "Когда-то их работы являлись задниками на советских рок-концертах, а сейчас они находятся в музеях". Сам Новиков был сценографом у группы "Кино". Возможно, кого-то потянет запеть: "Группа крови на рукаве..." Остается выразить восхищение Calvert 22 за то, что они сделали такое прекрасное шоу.

Выставка в Лондоне завершилась 28 апреля. Но еще больше работ Новикова можно будет увидеть в Санкт-Петербурге этим летом на фестивале Manifesta 10. По задумке куратора Каспера Кенига, значительная часть биеннале будет посвящена творчеству Тимура. Я собираюсь на Manifesta 26 июня и жду не дождусь этого момента!

"Фашизм — злейший враг женщин", Нина Ватолина, 1941

Тимур и его команда, безусловно, революционеры. Но они были далеко не первыми бунтарями в истории отечественного искусства. За примерами далеко идти не пришлось. Я отправилась в музей Tate Modern, где была очень впечатлена выставкой российских революционных постеров. Особое удовольствие  закрытая камерная лекция коллекционера советского искусства Дэвида Кинга (фотограф и бывший арт-директор The Sunday Times), который выставил плакаты из своего собрания на обозрение в музее. Мне особенно понравились образы сильных женщин, которые со всей страстью сражались с фашизмом.

"Книжные полки", Игнацио Гарделла, 1970-е

Сейчас, когда Лондон наконец-то в цвету, вам сложно найти отговорку, чтобы не выбраться в парк с друзьями. У меня же для прогулки в зеленый и благоухающий Hyde Park нашлась своя причина  выставка "Дизайн как состояние души" или все по полочкам в новой Serpentine Gallery Sackler Захи Хадид. Ее курирует итальянский экспериментатор Мартино Гемпер. Дизайнер от души повеселился, смешивая покупки из Ikea и интерьерные творения Шарлотты Перьян и Этторе Соттсасса. Я просто влюбилась в книжный шкаф Игнацио Гарделлы 1970 года, заставленный кухонными принадлежностями.

Набор столовых приборов № 135 , Йозеф Хоффман, 1902

Все эти домашние "милости" напомнили мне об одном очень увлекательном периоде в моей жизни  учебе в женском Institut Villa Pierrefeu. Этакий швейцарский аналог Смольного института благородных девиц. Женщины изучают здесь все премудрости канонического домашнего уклада: от семейного менеджмента до этикета. Одним из моих любимых предметов была сервировка. Да-да, можете сколько угодно закатывать глаза! Но это действительно невероятно пленительное занятие  погружаться в историю того, как в разные эпохи накрывали столы. Те, кого я еще не убедила, могут отправиться в нью-йоркскую Neue Galerie. Глядя на столовые приборы Йозефа Хоффмана, попробуйте сказать, что это не искусство!

На празднике в честь 10-летия Performa

Кстати, о Нью-Йорке: туда я направилась уже в середине апреля на целый месяц. И если раньше Frieze-неделя в мае длилась именно что неделю, то в этом году она шла аж 21 день! Все началось 23 апреля с вечеринки в честь празднования 10-й годовщины биеннале перформанса  Performa, в доме Джинни Гринберг Рохатин, где мне посчастливилось сказать несколько слов. Джинни вместе с Розали Голдберг, основательницей Performa, необычайно высоко подняли планку и роль женщин в искусстве. Это была честь  поаплодировать биеннале Performa и его вкладу в развитие перформанса в мире, в том числе и в России. Вы знали, что Performa и Розали сделали два грандиозных музейных шоу в Москве и что ее знаменитая книга, положившая начало изучению "живого" искусства, переведена на русский? И это только одна из ста стран, с которыми Performa работала за последние 10 лет!

В ту же ночь я заехала на коктейль в честь Frieze в прекрасный дом коллекционеров-девелоперов Джерри Спаера и Катрин Фарли и разузнала некоторые подробности о том, что ждало нас на ярмарке. Большой неожиданностью стала новость о выступлении Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, участниц Pussy Riot, в специальной секции Frieze Talks. Откровенный разговор на тему правозащитного проекта "Зона права" с главным редактором The New Yorker Дэвидом Ремником обещал стать одним из главных на Frieze — так и оказалось. Чтобы попасть на него во время ярмарки, мне пришлось воспользоваться серьезным "блатом" и связями с организаторами, так как билеты разошлись за 5 минут после продажи. Как же я была рада, что попала на этот разговор! Он открыл мне Машу и Надю с новой и хорошей стороны. Но об этом чуть позже!

Выставка работ Пьера Сулажа в Galerie Perrotin

Вернемся же в конец апреля. Мне очень нравится, насколько европейским становится Нью-Йорк и как стираются трансатлантические границы в мире искусства. Американские галереи "всплывают" в Лондоне, а европейцы перебираются в Большое яблоко. Свежий пример  открытие лондонской Simon Lee Gallery в Нью-Йорке 9 мая. Или отличная параллельная выставка француза Пьера Сулажа в Galerie Perrotin и Dominique Levy Gallery, которую привезли из Парижа галеристы Эммануэль Перротан и Доминик Леви (она живет в Нью-Йорке, но у нее швейцарское происхождение). Сразу вспомнила присказку "В одном черном-черном городе, в черном-черном доме...". Другого цвета здесь просто не было. Смешной парадокс: на выставке вас не покидает ощущение, что вы открыли для себя новую "горячую" молодую звезду в мире искусства. Каково же удивление, когда оказывается, что художнику уже 94 года!

Джастин Теру, Скотт Кэмпбелл, Марк Джейкобс, Лэйк Белл на аукционе Free Arts NYC

Вопрос, кто же будет следующей "горячей" молодой арт-звездой, кажется мне очень своевременным. 30 апреля в местном "Гараже" на Вест-Сайде (не путать с одноименным московским проектом) под патронажем Марка Джейкобса прошел аукцион Free Arts. Дизайнер и по совместительству коллекционер чествовал давнего друга  самого известного голливудского татуировщика Скотта Кэмпбелла, который недавно выпустил книгу в авторитетном издательстве Rizzoli. Здесь же прошли "молодежные" арт-торги таких восходящих авторов, как Исаак Брест из The Still House Group, Прайс Ли, Жан-Батист Бернадет и Крис Сакко. Купить работы этих художников просто невозможно в галереях (везде списки ожидания в 50 имен!), но коллекционерам выпала такая возможность во имя благого дела. Все вырученные средства ушли на арт-образование малоимущих детей в Нью-Йорке. Так кто же будет Next Hot Young Artist? Ответ пришел на ярмарке Frieze.

Первая половина мая в Нью-Йорке, пожалуй, самая горячая арт-пора. За соседним столиком в Sant Ambroeus на Мэдисон-авеню можно встретить ведущих коллекционеров со всего мира, а рано утром в Центральном парке составить компанию на пробежке арт-дилеру в Nike Air Max и трениках. Когда дело касается современного искусства, хорошая физическая форма не помешает. Я лично через день ходила на SoulCycle  фитнес-классы, которые объединяют сайклинг и поход в ночной клуб.

Центральный парк летом, Нью-Йорк

Неделя Frieze началась с понедельника, 5 мая. В ту ночь, когда представители мира моды отправились на Met Gala, организованный Анной Винтур, арт-мир в полном составе был на открытии нового пространства галереи Leila Heller. "Новоселье" отметили выставкой "Посмотри на меня: портреты от Мане до наших дней". Экспресс-эволюция: 200 лет в лицах мужчин и женщин, изображенных Ренуаром, Матиссом, Пикассо, Джеком Пирсоном, Джеффом Кунсом и многими другими, прошли перед глазами, как одно мгновение. Многие называют Лейлу Хеллер "Ларри Гагосяном Среднего Востока". Эта галеристка иранского происхождения работает как с художниками, так и с коллекционерами, а также является советником многих музеев, которые собирают работы этого региона.

"Деликатность", Кара Уокер, 2014

Во вторник некоммерческая организация Creative Time устроила гала-вечер в бывшем помещении сахарной фабрики в Бруклине. Гвоздь программы  20-метровая инсталляция художницы Кары Уокер "Деликатность". Гигантская статуя с африканскими чертами лица, целиком выполненная из рафинированного сахара, стоит в кошачьей позе сфинкса. Сладкая "крошка"  метафора, связанная с расизмом и шовинизмом современного общества, в котором женщины заслуживают куда более деликатного отношения. Для тех, кто не попал на само мероприятие, все присутствующие разместили "сфинкса" в Instagram.

Кадр из видео "Возьми меня здесь на посудомоечной машине: мемориал для супружеской жизни", Рагнар Кьяртонссон, 2011—2014

На следующий день в New Museum открыли выставку сразу нескольких художников, включая перформанс исландского автора Рагнара Кьяртонссона под названием "Я, моя мама, мой папа и я", в рамках которого 10 актеров бегали в трусах и рваных носках по залу, играя на гитаре, пока на заднем плане показывали видео с забавным названием "Возьми меня здесь на посудомоечной машине: мемориал для супружеской жизни" с участием родителей художника, целующихся на кухне. Само представление отпугнуло довольно много людей, а вот ужин в честь открытия, организованный компанией Burberry и журналом W, оказался одним из самых завидных приглашений недели. Директор The New Museum Лиза Филлипс, главред W Стефано Тонки и модель Сьюки Уотерхаус приняли гостей в ресторане Lafayette.

Игровая площадка-инсталляция перед павильоном Frieze от Евы Котатковой, Нью-Йорк

И вот, наконец, пришел долгожданный четверг  день открытия Frieze. Те, кто все еще думает, что крупные арт-ярмарки представляют собой праздную прогулку с бокалом шампанского, явно не были на Frieze New York. Местом проведения, как и в прошлом году, выбрали остров Рэндалла на Ист-Ривер. Уф, чего только стоит туда добраться  нужно либо ехать на машине в течение 45 минут, либо на пароме-ферри.

Работа Кристиана Росы на стенде White Cube Gallery на ярмарке White Cube

"Прогулка" по ярмарке сменилась пробежкой: когда в 11 утра двери раскрылись, самые почтенные коллекционеры напрочь забыли о манерах, ввалились в двери и устроили забег наперегонки к стенду галереи White Cube, где висела свежая картина молодого "горячего" художника Кристиана Росы. Его работы уже давно невозможно купить на первичном рынке, но новость о его репрезентации White Cube взбудоражила ожидания давнишних клиентов галереи. Все про себя подумали: "А что, если именно МНЕ в этот раз повезет?" Но не тут-то было! Работа была продана еще до открытия дверей.

Надежда Толоконникова и Мария Алехина выступают на Frieze Talks

Кто уж точно знает не понаслышке, каково быть "горячими" художниками в современном искусстве, так это бывшие участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина, собравшие аншлаг на Frieze Talks. После исследования условий жизни американских заключенных в соседней тюрьме на Rikers Island, недалеко от места проведения ярмарки, Маша и Надя рассказали о своем проекте "Зона права", посвященном тюремной реформе. Помимо их общественной деятельности меня лично очень впечатлил рассказ о политическом арте. Я раньше и не знала, насколько осмысленно Маша и Надя понимают контекст своих перформансов и акций с точки зрения истории искусства.

Итан Кук на стенде American Contemporary на ярмарке NADA

Надо сказать, что, кроме серии Frieze Talks и пары полотен тут и там, Frieze в этом году оказалась достаточно предсказуемой. Самое интересное продавалось на маленькой ярмарке NADA (New Art Dealers Association). Именно на ней можно найти тех самых восходящих звезд и купить их работы здесь и сейчас. Если будете ждать того момента, когда эти художники появятся на Frieze или на аукционах,  упустите шанс, так как цены на работы успешной "молодежи" растут не по дням, а по часам. Самые "горячие" имена этого года: Итан Кук и вышеупомянутые Крис Сакко и Жан-Батист Бернадет. Эти ребята вместе с Кристианом Росой и представителями The Still House Group составили друг другу серьезную конкуренцию на звание Next Hot Young Artist.

"Без названия", Жан-Батист Бернадет, 2014

"Они танцуют на барном стуле", Крис Сакко, 2014

Многие представители арт-мира улетели из Нью-Йорка уже в воскресенье, чтобы попасть на Art Basel Hong Kong, и только самые увлеченные коллекционеры остались. Ведь после Frieze прошли аукционы современного искусства в домах Christie's, Sotheby's и Phillips с 12 по 17 мая. Смешно вспомнить: в начале "нулевых" объемы продаж послевоенного и современного искусства еле-еле дотягивали до полумиллиарда долларов, а спустя каких-то 14 лет (по меркам искусства  ничтожный срок) Christie's всего за три часа наторговали искусством на $745 млн!

"Небо", Алекс Израэль, 2012

Но меня лично куда более интересовал аукцион моего давнего друга Луика Гузера под названием "Если выживу, увидимся во вторник", прошедший 12 мая в Christie's. Будучи одним из самых успешных специалистов в аукционном доме, Луик решил организовать собственные торги за день до вечерних продаж дома. Это был рисковый шаг, но Луик был уверен в успехе. В рамках отдельного аукциона он смог успешно представить работы многих молодых художников-дебютантов открытых торгов. Самый интересный результат показал Алекс Израэль  художник, чьи работы производятся в студии Warner Brothers в Голливуде, в том месте, где делаются задники для фильмов и мультиков. "Небо" Алекса ушло чуть дороже $1 миллиона! Неплохо для 32-летнего художника, чьи работы все еще стоят по $80 тысяч в галереях.

На этой рекордной аукционной неделе я закончила бешеную погоню за Next Hot Young Artist и взяла передышку до Art Basel в июне.