От "хрипа" на викторине в Лондоне до "охоты" на восходящую звезду в Нью-Йорке
Наш постоянный колумнист Мария Байбакова рассказывает о важных событиях в мире современного искусства за последние месяцы
В теории: в апреле, после мартовского безумия, мир искусства ненадолго замирает перед сумасшествием ярмарки Friezе в Нью-Йорке. Эту небольшую передышку перед очередным майским броском я ценю, как спа-ретрит: меньше передвижений по миру — больше времени на оценку происходящего. Да и просто возможность выспаться без джет-лэга.
В Лондоне апрель в мире искусства начинается в The Arts Club с проверки на вшивость для коллекционеров, галеристов и специалистов аукционных домов. Первого числа здесь проходит ежегодная арт-викторина в поддержку фонда современного искусства Parasol Unit. Хозяева фееричного интеллектуального мероприятия — моя любимая арабская арт-сборная: ливийская принцесса Алия аль-Сенусси, коллекционер Абдулла аль-Турки и галеристка Шарифа аль-Судэри вместе с английскими учредителями Грегором Мьюиром (исполнительный директор Института современного искусства — ICA) и Оливером "Олли" Бэйкером (главный аукционист Sotheby's). Эти шумные ребята определенно сделали тот апрельский вечер! Кто еще представляет себе людей из мира искусства тихонями? Участники викторины, в том числе и я, сорвали голоса, выкрикивая ответы. На следующее утро никто не мог говорить, а только писали друг другу сообщения по WhatsApp. Хотите проверить знания? Вот несколько вопросов викторины: "Какой автор представлял Великобританию на 56-й Венецианской биеннале?" "Назовите самую дорогую картину в истории: где и за сколько она была продана?" "Кому из молодых художников один коллекционер недавно подарил "Феррари"?" или "Каких художников помимо Пикассо упоминает Jay-Z в своем треке Picasso Baby?" Оказывается, представители аукционного дома Christie's отлично читают рэп — они и выиграли викторину.
Спустя два дня в галерее фонда Parasol Unit открылась выставка Шезада Давуда "По направлению к возможному фильму" (она длилась до 25 мая). Возможно, вы помните его красную неоновую работу "Аллах суверенен", которая чуть не испортила мне репутацию в Ноттинг-Хилле, или видели его работы на моей выставке "Чудеса: новое искусство из Лондона" на "Красном Октябре" в феврале 2009 года. На своей лондонской экспозиции этот прекрасный и интеллигентнейший британец индийского происхождения представил кадры из двух новых короткометражных фильмов и скульптуру теоретика Роберта Антона Уилсона. Все, что творит Шез, — это альтермодернизм, крутой замес из инсталляций, видеоскульптур и живописи. А еще у него отменное чувство юмора. Заглавная работа выставки — нон-фикшн-притча о синекожих космонавтах из прошлого, апокалипсисе и квантовой теории.
Тем же вечером благотворительный фонд Calvert 22 открыл выставку "Клуб друзей: "Новая Академия" и "Новые художники", посвященную двум андеграундным течениям в СССР вокруг автора Тимура Новикова. Наш ответ Чемберлену, или солидная часть программы перекрестного Года культуры Великобритании и России. Зайдя на выставку, на меня нахлынула ностальгия! О Тимуре Новикове, яркой звезде эпохи перестройки, я писала во время получения степени магистра в Институте искусства Курто. Тогда, в 2008 году, очень мало людей в Лондоне знали, кто такой Новиков, или хотя бы слышали его фамилию. У русскоязычных посетителей на выставке флэшбэков было немало. Слоган экспозиции: "Когда-то их работы являлись задниками на советских рок-концертах, а сейчас они находятся в музеях". Сам Новиков был сценографом у группы "Кино". Возможно, кого-то потянет запеть: "Группа крови на рукаве..." Остается выразить восхищение Calvert 22 за то, что они сделали такое прекрасное шоу.
Выставка в Лондоне завершилась 28 апреля. Но еще больше работ Новикова можно будет увидеть в Санкт-Петербурге этим летом на фестивале Manifesta 10. По задумке куратора Каспера Кенига, значительная часть биеннале будет посвящена творчеству Тимура. Я собираюсь на Manifesta 26 июня и жду не дождусь этого момента!
Тимур и его команда, безусловно, революционеры. Но они были далеко не первыми бунтарями в истории отечественного искусства. За примерами далеко идти не пришлось. Я отправилась в музей Tate Modern, где была очень впечатлена выставкой российских революционных постеров. Особое удовольствие — закрытая камерная лекция коллекционера советского искусства Дэвида Кинга (фотограф и бывший арт-директор The Sunday Times), который выставил плакаты из своего собрания на обозрение в музее. Мне особенно понравились образы сильных женщин, которые со всей страстью сражались с фашизмом.
Сейчас, когда Лондон наконец-то в цвету, вам сложно найти отговорку, чтобы не выбраться в парк с друзьями. У меня же для прогулки в зеленый и благоухающий Hyde Park нашлась своя причина — выставка "Дизайн как состояние души" или все по полочкам в новой Serpentine Gallery Sackler Захи Хадид. Ее курирует итальянский экспериментатор Мартино Гемпер. Дизайнер от души повеселился, смешивая покупки из Ikea и интерьерные творения Шарлотты Перьян и Этторе Соттсасса. Я просто влюбилась в книжный шкаф Игнацио Гарделлы 1970 года, заставленный кухонными принадлежностями.
Все эти домашние "милости" напомнили мне об одном очень увлекательном периоде в моей жизни — учебе в женском Institut Villa Pierrefeu. Этакий швейцарский аналог Смольного института благородных девиц. Женщины изучают здесь все премудрости канонического домашнего уклада: от семейного менеджмента до этикета. Одним из моих любимых предметов была сервировка. Да-да, можете сколько угодно закатывать глаза! Но это действительно невероятно пленительное занятие — погружаться в историю того, как в разные эпохи накрывали столы. Те, кого я еще не убедила, могут отправиться в нью-йоркскую Neue Galerie. Глядя на столовые приборы Йозефа Хоффмана, попробуйте сказать, что это не искусство!
Кстати, о Нью-Йорке: туда я направилась уже в середине апреля на целый месяц. И если раньше Frieze-неделя в мае длилась именно что неделю, то в этом году она шла аж 21 день! Все началось 23 апреля с вечеринки в честь празднования 10-й годовщины биеннале перформанса — Performa, в доме Джинни Гринберг Рохатин, где мне посчастливилось сказать несколько слов. Джинни вместе с Розали Голдберг, основательницей Performa, необычайно высоко подняли планку и роль женщин в искусстве. Это была честь — поаплодировать биеннале Performa и его вкладу в развитие перформанса в мире, в том числе и в России. Вы знали, что Performa и Розали сделали два грандиозных музейных шоу в Москве и что ее знаменитая книга, положившая начало изучению "живого" искусства, переведена на русский? И это только одна из ста стран, с которыми Performa работала за последние 10 лет!
В ту же ночь я заехала на коктейль в честь Frieze в прекрасный дом коллекционеров-девелоперов Джерри Спаера и Катрин Фарли и разузнала некоторые подробности о том, что ждало нас на ярмарке. Большой неожиданностью стала новость о выступлении Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, участниц Pussy Riot, в специальной секции Frieze Talks. Откровенный разговор на тему правозащитного проекта "Зона права" с главным редактором The New Yorker Дэвидом Ремником обещал стать одним из главных на Frieze — так и оказалось. Чтобы попасть на него во время ярмарки, мне пришлось воспользоваться серьезным "блатом" и связями с организаторами, так как билеты разошлись за 5 минут после продажи. Как же я была рада, что попала на этот разговор! Он открыл мне Машу и Надю с новой и хорошей стороны. Но об этом чуть позже!
Вернемся же в конец апреля. Мне очень нравится, насколько европейским становится Нью-Йорк и как стираются трансатлантические границы в мире искусства. Американские галереи "всплывают" в Лондоне, а европейцы перебираются в Большое яблоко. Свежий пример — открытие лондонской Simon Lee Gallery в Нью-Йорке 9 мая. Или отличная параллельная выставка француза Пьера Сулажа в Galerie Perrotin и Dominique Levy Gallery, которую привезли из Парижа галеристы Эммануэль Перротан и Доминик Леви (она живет в Нью-Йорке, но у нее швейцарское происхождение). Сразу вспомнила присказку "В одном черном-черном городе, в черном-черном доме...". Другого цвета здесь просто не было. Смешной парадокс: на выставке вас не покидает ощущение, что вы открыли для себя новую "горячую" молодую звезду в мире искусства. Каково же удивление, когда оказывается, что художнику уже 94 года!
Вопрос, кто же будет следующей "горячей" молодой арт-звездой, кажется мне очень своевременным. 30 апреля в местном "Гараже" на Вест-Сайде (не путать с одноименным московским проектом) под патронажем Марка Джейкобса прошел аукцион Free Arts. Дизайнер и по совместительству коллекционер чествовал давнего друга — самого известного голливудского татуировщика Скотта Кэмпбелла, который недавно выпустил книгу в авторитетном издательстве Rizzoli. Здесь же прошли "молодежные" арт-торги таких восходящих авторов, как Исаак Брест из The Still House Group, Прайс Ли, Жан-Батист Бернадет и Крис Сакко. Купить работы этих художников просто невозможно в галереях (везде списки ожидания в 50 имен!), но коллекционерам выпала такая возможность во имя благого дела. Все вырученные средства ушли на арт-образование малоимущих детей в Нью-Йорке. Так кто же будет Next Hot Young Artist? Ответ пришел на ярмарке Frieze.
Первая половина мая в Нью-Йорке, пожалуй, самая горячая арт-пора. За соседним столиком в Sant Ambroeus на Мэдисон-авеню можно встретить ведущих коллекционеров со всего мира, а рано утром в Центральном парке составить компанию на пробежке арт-дилеру в Nike Air Max и трениках. Когда дело касается современного искусства, хорошая физическая форма не помешает. Я лично через день ходила на SoulCycle — фитнес-классы, которые объединяют сайклинг и поход в ночной клуб.
Неделя Frieze началась с понедельника, 5 мая. В ту ночь, когда представители мира моды отправились на Met Gala, организованный Анной Винтур, арт-мир в полном составе был на открытии нового пространства галереи Leila Heller. "Новоселье" отметили выставкой "Посмотри на меня: портреты от Мане до наших дней". Экспресс-эволюция: 200 лет в лицах мужчин и женщин, изображенных Ренуаром, Матиссом, Пикассо, Джеком Пирсоном, Джеффом Кунсом и многими другими, прошли перед глазами, как одно мгновение. Многие называют Лейлу Хеллер "Ларри Гагосяном Среднего Востока". Эта галеристка иранского происхождения работает как с художниками, так и с коллекционерами, а также является советником многих музеев, которые собирают работы этого региона.
Во вторник некоммерческая организация Creative Time устроила гала-вечер в бывшем помещении сахарной фабрики в Бруклине. Гвоздь программы — 20-метровая инсталляция художницы Кары Уокер "Деликатность". Гигантская статуя с африканскими чертами лица, целиком выполненная из рафинированного сахара, стоит в кошачьей позе сфинкса. Сладкая "крошка" — метафора, связанная с расизмом и шовинизмом современного общества, в котором женщины заслуживают куда более деликатного отношения. Для тех, кто не попал на само мероприятие, все присутствующие разместили "сфинкса" в Instagram.
На следующий день в New Museum открыли выставку сразу нескольких художников, включая перформанс исландского автора Рагнара Кьяртонссона под названием "Я, моя мама, мой папа и я", в рамках которого 10 актеров бегали в трусах и рваных носках по залу, играя на гитаре, пока на заднем плане показывали видео с забавным названием "Возьми меня здесь на посудомоечной машине: мемориал для супружеской жизни" с участием родителей художника, целующихся на кухне. Само представление отпугнуло довольно много людей, а вот ужин в честь открытия, организованный компанией Burberry и журналом W, оказался одним из самых завидных приглашений недели. Директор The New Museum Лиза Филлипс, главред W Стефано Тонки и модель Сьюки Уотерхаус приняли гостей в ресторане Lafayette.
И вот, наконец, пришел долгожданный четверг — день открытия Frieze. Те, кто все еще думает, что крупные арт-ярмарки представляют собой праздную прогулку с бокалом шампанского, явно не были на Frieze New York. Местом проведения, как и в прошлом году, выбрали остров Рэндалла на Ист-Ривер. Уф, чего только стоит туда добраться — нужно либо ехать на машине в течение 45 минут, либо на пароме-ферри.
"Прогулка" по ярмарке сменилась пробежкой: когда в 11 утра двери раскрылись, самые почтенные коллекционеры напрочь забыли о манерах, ввалились в двери и устроили забег наперегонки к стенду галереи White Cube, где висела свежая картина молодого "горячего" художника Кристиана Росы. Его работы уже давно невозможно купить на первичном рынке, но новость о его репрезентации White Cube взбудоражила ожидания давнишних клиентов галереи. Все про себя подумали: "А что, если именно МНЕ в этот раз повезет?" Но не тут-то было! Работа была продана еще до открытия дверей.
Кто уж точно знает не понаслышке, каково быть "горячими" художниками в современном искусстве, так это бывшие участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина, собравшие аншлаг на Frieze Talks. После исследования условий жизни американских заключенных в соседней тюрьме на Rikers Island, недалеко от места проведения ярмарки, Маша и Надя рассказали о своем проекте "Зона права", посвященном тюремной реформе. Помимо их общественной деятельности меня лично очень впечатлил рассказ о политическом арте. Я раньше и не знала, насколько осмысленно Маша и Надя понимают контекст своих перформансов и акций с точки зрения истории искусства.
Надо сказать, что, кроме серии Frieze Talks и пары полотен тут и там, Frieze в этом году оказалась достаточно предсказуемой. Самое интересное продавалось на маленькой ярмарке NADA (New Art Dealers Association). Именно на ней можно найти тех самых восходящих звезд и купить их работы здесь и сейчас. Если будете ждать того момента, когда эти художники появятся на Frieze или на аукционах, — упустите шанс, так как цены на работы успешной "молодежи" растут не по дням, а по часам. Самые "горячие" имена этого года: Итан Кук и вышеупомянутые Крис Сакко и Жан-Батист Бернадет. Эти ребята вместе с Кристианом Росой и представителями The Still House Group составили друг другу серьезную конкуренцию на звание Next Hot Young Artist.
Многие представители арт-мира улетели из Нью-Йорка уже в воскресенье, чтобы попасть на Art Basel Hong Kong, и только самые увлеченные коллекционеры остались. Ведь после Frieze прошли аукционы современного искусства в домах Christie's, Sotheby's и Phillips с 12 по 17 мая. Смешно вспомнить: в начале "нулевых" объемы продаж послевоенного и современного искусства еле-еле дотягивали до полумиллиарда долларов, а спустя каких-то 14 лет (по меркам искусства — ничтожный срок) Christie's всего за три часа наторговали искусством на $745 млн!
Но меня лично куда более интересовал аукцион моего давнего друга Луика Гузера под названием "Если выживу, увидимся во вторник", прошедший 12 мая в Christie's. Будучи одним из самых успешных специалистов в аукционном доме, Луик решил организовать собственные торги за день до вечерних продаж дома. Это был рисковый шаг, но Луик был уверен в успехе. В рамках отдельного аукциона он смог успешно представить работы многих молодых художников-дебютантов открытых торгов. Самый интересный результат показал Алекс Израэль — художник, чьи работы производятся в студии Warner Brothers в Голливуде, в том месте, где делаются задники для фильмов и мультиков. "Небо" Алекса ушло чуть дороже $1 миллиона! Неплохо для 32-летнего художника, чьи работы все еще стоят по $80 тысяч в галереях.
На этой рекордной аукционной неделе я закончила бешеную погоню за Next Hot Young Artist и взяла передышку до Art Basel в июне.
Другие истории
Подборка Buro 24/7