Фильм «Манифесто». Максимально краткий гид по манифестам
О чем говорила Кейт Бланшетт в своих 13 разных образах
Недавно в российский прокат вышла картина «Манифесто», где Кейт Бланшетт предстала в 13 разных образах. В сущности, это не фильм, а часть арт-инсталляции. Он разбит на череду несвязанных сюжетов, где актриса презентует как отдельные течения вроде футуризма, так и целые направления, например кино и архитектуру. По сути, «Манифесто» рассчитан на два типа зрителей: знатоки оценят, в каких декорациях представлен тот или иной манифест, а неискушенные получат поверхностное представление об искусстве прошлого века. Последние столкнутся с непреодолимой проблемой: чтобы оценить полуторачасовой фильм в полной мере, нужно прочитать сотни страниц. Рассказываем, что прочитать, чтобы получить наиболее полное представление обо всех этих «-измах» — от супрематизма до вортицизма.
Ситуационизм
Долой государство и буржуазное искусство. Долой бренды, долой авторитеты. Майки с Че Геварой — это плохо. Революция не должна становиться товаром. Все это нужно уничтожить, доведя до полного абсурда — искажая и повторяя на каждом шагу.
Итог. Ситуационистам немного не повезло: их лозунги (например, «Под асфальтом пляж») тоже украсили фирменные куртки и были поглощены брендами.
Что почитать: Александр Родченко «Манифест супрематистов и абстракционистов», Ги Дебор «Манифест ситуационизма», Ги Дебор «Общество спектакля»
Старый миропорядок, новый рождается.
Нью-Йоркский клуб Джона Рида
Футуризм
Долой классиков, долой академиков. Да здравствует революция. Искусство — это насилие над старыми порядками, это первобытная жестокость. За искусством будущего — движение, отсутствие устоявшихся форм и традиционных представлений.
Итог. В «Манифесто» представлен так называемый «Новый город», созданный по мотивам проектов архитектора-футуриста Антонио Сант'Элиа.
Что почитать: Дзига Вертов «МЫ: вариант манифеста», Гийом Апполинер «Футуристическая антитрадиция»
К чертям Данте, Шекспира, Толстого и Гете.
Гийом Апполинер
Супрематизм и конструктивизм
Хватит имитировать Природу — человек ничем не хуже, он такой же творец. Яркие цвета, комбинации плоскостей и абстрактные формы — вот за чем будущее живописи.
Итог. Супрематизм стал важной частью современной архитектуры и дизайна — в частности, вылился в странные здания, которые представляют собой нагромождение кубов и параллелепипедов.
Что почитать: Казимир Малевич «Манифест супрематистов», Ольга Розанова «Кубизм, футуризм, супрематизм»
В искусстве нужна истина, но не искренность.
Казимир Малевич
Дадаизм
Долой вообще все, но в первую очередь — традиционную эстетику. Потом государство и признанные каноны. Над всем этим должно восторжествовать полное и беспросветное ничто.
Итог. Породил постмодернизм, за что мы все до сих пор расплачиваемся.
Что почитать: Луи Арагон «Дада-манифест», Франсис Пикабиа «Каннибальский дада-манифест»
Мы видим все, мы не любим ничего.
Поль Элюар
Флуксус
Долой все границы, все искусство должно отбросить традиционные формы и слиться в едином потоке. Искусство — это не регламент, а чистая случайность, не схема, но проявление спонтанности.
Итог. Лег в основу таких явлений, как антитеатр, деколлаж и хэппенинг.
Что почитать: Ивонна Райнер «Нет-манифест», Джордж Мациюнас «Флуксус-манифест»
Очистим мир от интеллектуальной, профессиональной и коммерческой культуры.
Джордж Мациюнас
Поп-арт
Долой абстракции (особенно абстрактный экспрессионизм, что бы это ни значило). Вульгарность, народность и массовость — это здорово. Рекламные образы — это тоже искусство, нравится вам это или нет.
Итог. Превратил обычную банку супа в искусство.
Что почитать: Клас Олденбург «Я за искусство»
Я за искусство плюшевых мишек и пистолетов.
Клас Олденбург
Концептуализм
Искусство — это не картина, не скульптура, не пластинка, это не предмет. Искусство — это чистая идея, это жест, это акция.
Итог. Превратил в искусство прыжок из окна («Прыжок в пустоту», Ив Клейн).
Что почитать: Сол Левитт «Параграфы о концептуальном искусстве», Адриан Пайпер «Идея, форма, контекст»
Все современное искусство — подделка.
Элен Стюртевант
Кино
Долой жанры, долой освещение, долой музыку и спецэффекты, даже имя режиссера из титров — снимаем все одной трясущейся камерой без штативов.
Итог. Множество фестивальных фильмов, которые могут вынести только кинокритики.
Что почитать: Томас Винтерберг, Ларс фон Триер «Догма 95», Вернер Херцог «Миннесотская декларация»
Что посмотреть: фильмы Винтерберга, фон Триера и Джармуша
Нет ничего оригинального. Можете красть все, что вас вдохновляет.
Джим Джармуш
Сюрреализм
Да здравствует сон, бессознательное и подсознательное — революции надо устраивать не в стране, а в собственной голове.
Итог. Сюрреализм жив и сегодня, однако исходное содержание потерял. Теперь к нему причисляют всевозможные фантасмагоричные сюжеты и размывание границ реальности.
Что почитать: Лучо Фонтана «Белый манифест», Андре Бретон «Манифест сюрреализма»
Нынешним летом розы стали голубыми, а леса стеклянными.
Андре Бретон
Вортицизм и абстрактный экспрессионизм
Долой реализм и цивилизацию, да здравствует чистая абстракция.
Итог. Закончился вместе с Первой мировой войной, следов толком не оставил.
Что почитать: Уиндем Льюис «Манифест», Василий Кандинский и Франц Марк «Предисловие к альманаху "Синий всадник"»
Жизнь — это прошлое и будущее, но настоящее — это искусство.
Уиндем Льюис
Стридентизм и креационизм
Да здравствует чистое творчество, долой авторитеты.
Итог. Панки хой, мама — анархия, папа — стакан портвейна.
Что почитать: Висенте Уидоборо «Мы должны творить», Наум Габо и Антуан Певзнер «Манифест реалистов»
На электрический стул Шопена!
Мануэль Арсе
15.06.17, 17:40
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7