Принято считать, что за художника говорят его работы. Так оно и есть, но разобраться, что происходило в жизни тех, на чьи картины мы смотрим, порой интересно не только биографам, но и режиссерам. Эти девять фильмов — тому подтверждение
«Фрида»
Характер Фриды Кало, пожалуй, можно сравнить с одной из мексиканских вечеринок или даже с любой из ее собственных работ. Буйная, яркая, неуемная и энергичная, она начала рисовать в больнице, в которой оказалась с переломанным позвоночником.
Влюбившись в маститого и знаменитого Диего Риверу, она вышла за него замуж, а потом не забывала страдать от его измен. Сальма Хайек за роль Фриды «Оскар» хоть и не получила, но доказала, что мексиканский накал страстей, любовь и ненависть сыграть еще как может.
«Баския»
Сюжет фильма Джулиана Шнабеля прослеживает, как из никому не известного черного парня Жан-Мишель Баския превратился в звезду современного искусства. Что делать со своей славой, он толком не знал, зато что изобразить в следующей своей работе — еще как. Помимо отсылок к личной жизни художника здесь есть и история знакомства и отношений Баскии и Уорхола, которого, к слову, сыграл частый гость «Студии 54» Дэвид Боуи.
«Винсент и Тео»
Интерес к фигуре Ван Гога, надо думать, не пропадет никогда. «Винсент и Тео» — один из многочисленных фильмов о художнике, который сосредоточивается на его отношениях с братом Тео, главным, а вернее, единственным, покровителем Винсента Ван Гога. Тим Рот, играющий художника, не боится ни запачкаться красками, ни шумно выяснить отношения — в общем, вживается в роль мятущегося постимпрессиониста как может.
«Андрей Рублев»
Фильм Андрея Тарковского вряд ли подойдет для увеселительного кинопросмотра, но не увидеть его хотя бы раз — непростительно. Глазами иконописца режиссер показывает средневековую Русь, дикую и варварскую, и в восьми новеллах рассказывает о жизни монаха Рублева, в которой находилось место сомнениям, грехам и обетам.
«Уильям Тернер»
Хит прошлогоднего Каннского фестиваля, «Уильям Тернер» показывает Тернера не только как художника — несомненно, признанного и великого, но и как человека. И вот тут-то мистер Тернер не то чтобы бесподобен. Он хрюкает, кряхтит, ругается с обществом и продолжает писать свои гениальные картины. Тимоти Сполл, сыгравший живописца, получил «Золотую пальмовую ветвь» и хвалебные отзывы критиков, его старания оценивших.
«Поллок»
Джексон Поллок был не только единственным в своем роде художником (он не оставил ни последователей, ни мастерской с учениками), но еще пьяницей и дебоширом. Лента документирует поиски человека, перевернувшего представления о современном искусстве и снявшего холст со стены. В кадр попадают современники Поллока — например, Виллем де Кунинг или Пегги Гуггенхайм, не слишком довольная тем, что зря поднималась в его мастерскую. Ну и, конечно, Ли Краснер — многообещающая художница, которая не побоялась променять живопись на роль жены и спасительницы Поллока.
«Ночной дозор»
Фильм Питера Гринуэя переносит нас в Нидерланды образца XVII века, где кудрявый Рембрандт ван Рейн (Мартин Фриман) пишет свой знаменитый «Ночной дозор». Заказанная картина вовлечет его в целую череду неприятностей, а все потому, что власть, интриги и связанные с ними убийства и пять веков назад имели место быть.
«Я соблазнила Энди Уорхола»
Когда Энди Уорхол знакомится с Эди Седжвик, меняется жизнь обоих. Уорхол находит наконец настоящую музу, с которой днями и ночами пропадает на своей «Фабрике», а Седжвик попадает в самый центр богемной жизни Нью-Йорка. Слава, любовь (здесь как раз очень кстати появляется Джеймс Дин) и ревность до счастливого финала могут и не довести.
«Монпарнас, 19»
В 1919 году Амедео Модильяни был не признанным экспрессионистом, картины которого висят в лучших музеях мира, а бедным и пьющим художником с приступами туберкулеза. Не то чтобы подходящая пара для красивой Жанны Эбютерн, за спиной которой стоит семья с деньгами и амбициями. Любовь и музу Модильяни в этом черно-белом фильме сыграла Анук Эме — очень, надо сказать, убедительно.