Первые отзывы кинокритиков на последний фильм великого режиссера
Сравнение с Босхом, Тарковским, Богом и другие характеристики таланта и стиля Алексея Германа-старшего
Итальянский писатель Умберто Эко стал первым европейским зрителем "Трудно быть богом". По его собственному признанию, после просмотра последнего фильма Алексея Германа-старшего ему потребовалось несколько дней, чтобы прийти в себя. Сейчас к Эко присоединились ведущие кинокритики Росссии и мира. Они смогли посмотреть ленту на Римском фестивале, где режиссер был посмертно награжден премией за вклад в киноискусство.
Мы собрали первые рецензии на фильм "Трудно быть Богом", трехчасовую экранизацию Германа-старшего романа Братьев Стругацких.
Андрей Плахов для "Коммерсантъ":
Этот фильм полон отчасти ожидаемых, но все равно невероятно смелых чудес. Чего стоит волшебное преображение Леонида Ярмольника в трагического героя Румату — амлета XXI века. Отдельного анализа требует изобразительная ткань картины, снятой Владимиром Ильиным и Юрием Клименко. Но, пожалуй, сильнее всего воздействует на подсознание драматургическая композиция картины, имеющая больше общего именно с картиной, живописным полотном, чем с экранизацией романа или пьесы. Невероятная плотность кадра побуждает вгрызаться в материю экрана и рассматривать ее по кусочкам, по фрагментам, по деталям, пытаясь выстроить в своей голове целое. Это целое, если кратко суммировать, состоит в том, что трудно быть зрителем, бесстрастным созерцателем чужих страданий. Трудно быть богом, решающим судьбы живых существ. А труднее всего быть просто человеком с отведенной ему функцией винтика истории, но, к счастью или несчастью, наделенного совестью. Будь то в Арканаре или на Земле.
"Пугающие выводы, да еще и в сочетании с трудновыносимым радикализмом художественного языка, в очередной раз опередившего свое время: для кого эта картина? Показ в Риме дает первый возможный ответ на этот вопрос. Итальянцы, с их терпеливым вниманием к искусству — от классического до самого авангардного, — оценили уникальный сплав архаики и новаторства, эксперимента и традиции. Германа в этом году им представили, по сути, впервые. Сначала в Венеции с огромным успехом прошел показ отреставрированной копии фильма "Мой друг Иван Лапшин" (не лишне ее было бы увидеть и россиянам, но об этом пока речи нет), теперь в Рим привезли "Трудно быть богом". Зрителей, по сути, поставили перед фактом появления в Пантеоне еще одного великого режиссера — и они поверили, что он этого достоин. Очередь за остальными. Со следующего года "Трудно быть богом" перестает быть мифом и становится реальностью."
Лариса Малюкова для "Новой газеты":
Фильм длиною почти в жизнь одушевлен таким состраданием, желанием заполнить прошлое сердцебиением сиюминутного, что кажется — сам экран болит, пульсирует, задыхается, как сердце, только что трепетавшее в руках арканарского бога.
"Хронометраж в три часа, кровь, слизь, грязь, струпья, потроха и гниение, абсолютный авторский произвол, выразившийся и в совершенно наплевательском отношении к сюжету — я еще в школьные годы читал роман и тогда же видел советско-немецкую экранизацию Петера Фляйшмана, помню не супер, но думаю, что узнать текст Стругацких в густом черно-белом экранном мороке трудно. Вот Эко написал, подразумевая концентрацию насилия на экране, что рядом с Германом даже Тарантино — Уолт Дисней; в таком случае рядом с этой экранизацией главных советских фантастов даже "Сталкер", мало что оставивший от "Пикника на обочине", хрестоматийная версия."
Картина Алексея Германа-старшего "Трудно быть Богом" выйдет в российский прокат в феврале.
Другие истории
Подборка Buro 24/7