Путь оупенэйров к осознанности — от фаната с пластиковым стаканом пива до приложений в смартфоне вместо программок
История музыкальных фестивалей не такая уж короткая — знаменитые Woodstock и Glastonbury появились еще в 69-м и 70-м. Но не все было тогда так романтично, как многие привыкли думать. Да, музыка и атмосфера свободных 60-х и 70-х уже стали легендой, но о массовых скоплениях людей, не самых комфортных условиях проживания, отсутствии нормальной еды и грязном мессиве под ногами говорить обычно не принято. В эпоху сознательного потребления и культа ЗОЖ образ музыкального фаната с пластиковым стаканом пива в руке уже не кажется привлекательным. Организаторы задумались об изменениях.
Первыми проявлять внимание к окружающей среде начали именно крупные мероприятия. Так, «фестиваль всех фестивалей» Burning Man, ежегодно проходящий в пустыне Блэк-Рок, имеет отдельный свод правил. Например, категорически нельзя оставлять после своего пребывания в пустыне даже малейшие следы, каждый участник и гость обязан поддерживать чистоту, а, покидая фестиваль, создать условия, которые будут лучше изначальных. Не менее известный американский фестиваль Coachella предлагает своим посетителям объединиться и приезжать на фестиваль группами минимум вчетвером. Участники отдельного конкурса Carpoolchella получают призы в виде VIP-билета на фестиваль и приглашения на торжественный ужин. Также на Coachella используют солнечные батареи для зарядки мобильных устройств и меняют десять пустых бутылок на одну полную — в поддержку инициативы по переработке пластика. Не отстает от этих фестивалей и уже упомянутый Glastonbury — здесь также используются солнечная энергия и гибридные двигатели, за возврат бутылок посетителям отдают залог, а также используют многоразовую посуду и приборы, чтобы сократить количество отходов.
Конечно, менее масштабным фестивалям пока еще сложно поспевать за подобными инициативами, но весьма удачные примеры можно отметить и среди них. Один из них — недавно прошедший фестиваль Flow в Хельсинки. Не самая популярная европейская столица каждый год привлекает тысячи музыкальных фанатов — в этом году фестиваль посетили 84 тысячи человек, обеспечив полный sold out билетов всех категорий. Впрочем, цифры не главное: фестиваль Flow привлекает не массовостью, а подходом.
Задуманный музыкальным продюсером Туомасом Каллио и его друзьями из группы Nuspirit Helsinki как джазовый фестиваль, он впервые состоялся в 2004-м как небольшой и достаточно камерный концерт местных групп. Уже начиная с 2008 года Flow стали посещать звезды первой величины — Грейс Джонс, Ник Кейв, Kraftwerk и более молодые The XX и Лана дель Рей. В этом году хейдлайнерами стали Arctic Monkeys, Патти Смит, Лорин Хилл и Кендрик Ламар. Наконец, Flow пригласил много менее известных, но отличных музыкантов, которые, мы уверены, благодаря фестивалю пополнят свои ряды поклонников.
Помимо крутого лайнапа и продуманной организации всех выступлений Flow тщательно проработал и свою экополитику — вместо привычных печатных программ гости могли скачать приложение, которое само напоминало о выступлении того или иного артиста. Электронные программы и приложения — не просто способ показать свою продвинутость, но и экономия колоссального количества бумажных листовок, которые традиционно раздаются посетителям фестивалей. Еще на Flow по примеру описанных выше Coachella и Glastonbury ввели систему возврата банок из-под напитков за залог, а также установили специальные источники с водой, чтобы люди могли пополнять собственные пластиковые бутылки вместо того, чтобы покупать каждый раз новые. Вполне очевидно, что это один из самых простых и при этом самых эффективных способов сокращения производства пластика, который давно используется в Германии и скандинавских странах.
Что послушать, если вы пропустили фестиваль:
Среди партнеров фестиваля выступил один из наиболее авторитетных порталов об электронной музыке — Resident Advisor, которому была отведена отдельная сцена. В этом году он открыл широкой публике финнов Lau Nau и Imatran Voima, привез калифорнийского хип-хопера The Egyptian Lover и инди-группу Broken Social Club, всех — с лайвовыми выступлениями. Хорош также лайнап другой партнерской сцены — Lapin Kulta, где выступили Шарлотта Генсбур, Fever Ray, Bonobo, St. Vincent и Mura Masa, который уже успел поработать с A$AP Rocky и подружиться с брендом Gucci. Открытие большинства молодых талантов на себя взяла сцена Red Garden — до Flow у этих ребят за плечами был разве что только профиль на bandcamp. Главной экспериментальной площадкой фестиваля стала The Other Sound. Здесь можно было услышать и выступление россиянки Kedr Livanskiy, и канадского минималиста Любомира Мельника, и итальянского эмбиент-композитора Джиджи Мейсина.
Впрочем, Финляндия — одна из наиболее развитых стран во всем мире в отношении защиты окружающей среды. Углеродно-нейтрального уровня газов финны планируют достичь к 2050 году. Две трети электричества уже производится за счет возобновляемых (солнечные батареи и ветряные мельницы) или ядерных источников энергии. Кроме того, Финляндия все еще остается самой лесистой из стран Европы. Всего в стране действуют 40 парков-заповедников, сохраняющих редкую, а иногда и вовсе исключительную флору и фауну. Помимо таких очевидных мер, как раздельный сбор мусора и экономия воды и электроэнергии, в Финляндии также действовал запрет на длительное время работы двигателя на холостом ходу, а до начала текущего года был введен налог на собак, сборы от которого шли на улучшение экологической ситуации. Так что принципы экологичности и сознательности для такого мероприятия, как Flow, более чем естественны и очевидны.
Суви Каллио, управляющий директор Flow Festival:
«У фестиваля Flow есть своя программа экологической ответственности Sustainable Flow, которая подверждает, что мы заботимся о многих аспектах, связанных с защитой окружающей среды. Программа включает контроль за выбросом углекислого газа, что позволяет нам назвать наш фестиваль первым углеродно-нейтральным фестивалем, производство „зеленого“ электричества, а также систему умной парковки. Так, на Flow не предусмотрена парковка для личного транспорта, что мотивирует многих гостей приезжать на велосипеде или общественном транспорте. Эта программа касается и ресторанов — участников фестиваля: они готовят блюда из локальных сезонных продуктов, а также включают в меню вегетарианские позиции. Мебель и декорации для музыкантов и художников созданы из переработанных материалов. Все отходы, которые остаются после проведения фестиваля, перерабатываются. Кроме того, часть сборов за билеты идет в пользу пожертвований на очистку Балтийского моря».
Другие истории
Подборка Buro 24/7