Для работы над новой коллекцией Dior Ким Джонс позвал в соавторы Кенни Шарфа — представителя нью-йоркской арт-сцены 1980-х, который творит на стыке живописи, скульптуры и стрит-арта. Рассказываем, что нужно знать о художнике.
В конце 1970-х 19-летний Кенни Шарф переезжает из родной Калифорнии в Нью-Йорк, чтобы учиться в Манхэттенской школе изобразительных искусств — и уже через неделю знакомится с Китом Харингом. Они становятся настолько близкими друзьями, что живут в одной квартире: позже Харинг станет крестным отцом дочери Шарфа, а Шарф будет рядом, когда Харинг умрет от осложнений, вызванных СПИДом. Харинг, Шарф и Жан-Мишель Баския — вот три громких имени арт-сцены Ист-Виллиджа конца 1970-х и начала 1980-х. Все трое помогали друг другу на первых выставках (могли стоять за баром, например) и, как позже вспоминал Шарф, двигали друг друга вперед: «Наше творчество было разным, но мы одинаково смотрели на многие вещи. У нас было что-то вроде конкуренции, но здоровой. Когда они оба умерли, мне было тридцать, и я вообще не понимал, что теперь делать».
Кенни Шарф, Энди Уорхол и Кит Харинг, 1986 год
«Сюрреалисты используют образы подсознания или образы из снов. Мое подсознание же заполнено поп-образами — я рос в эру телевидения», — рассказывает художник. С начала своей карьеры Шарф следовал совету, который получил в детстве: нужно рисовать то, что ты любишь. Например, на многих его работах — как современных, так и из начала 1980-х — изображена семейка Флинтстоун: они немного мутируют, живут в страхе ядерного взрыва и летают на космических кораблях вместо своего допотопного автомобиля. Одну из таких архивных картин — с Фредом и Уилмой в змеином обличии — в этом году продали на аукционе Christie’s за 525 тысяч долларов.
Girls cars and coldcuts, 1990 год
Love, 1982 год
Еще в 1980-х Кенни собирал на улицах мусор и приносил домой: старое барахло он складировал в чулане квартиры, где жил с Китом Ричардсом, и красил флуоресцентной краской — зрелище получалось психоделическое. Позже его чулан вырос в знаменитое пространство Cosmic Cavern («космическую пещеру»). «Если ваша бытовая техника изнашивается или выходит из строя, она все равно пригодится, потому что эти вещи остаются искусством», — говорил художник. Он мог нарисовать мордочку на старом пылесосе и прогуливаться с ним по району, как с собакой: «Это было похоже на то, как Флинстоуны использовали слона в качестве пылесоса. Я, наоборот, взял пылесос, превратил его в своего питомца и гулял с ним на поводке». Теперь Кенни собирает мусор в окрестностях своего летнего домика в Бразилии: к себе в студию в Калифорнии он возвращается с порванными шлепками, бутылками из-под солнцезащитного крема и пластиковой посудой. А позже сооружает из этих вещей объекты для своего проекта Lixo.
Vacuum, 1982
Mr. Coffee, 1995
39 cents, 1992 год (серия Lixo)
Cosmic Cavern #26
Cosmic Cavern #37, 2018
В 2002 году на канале Cartoon Network вышел пилотный выпуск The Groovenians — анимационного фильма о подростках с вымышленной планеты Джиперс. Правда после критики в сторону старомодной анимации и неприятных персонажей сериал не прошел дальше пилота. «Я чувствовал себя так, будто у меня родился ребенок и мне пришлось выбросить его в сточную канаву и просто уехать, — вспоминал потом художник. — Было очень тяжело. Ведь я на два года оставил свою карьеру художника, чтобы работать над анимационным фильмом. Думал, что это будет хит. Зато когда я снова вернулся к картинам, понял, что в этом деле мне не нужно получать чье-либо одобрение».
Его психоделические принты украшали футболки Gap и Zara, джинсовые куртки Levi’s и банки с кремом Kiehl’s. В 2014 году Шарф работал с Джереми Скоттом, а Louis Vuitton, где в это время Ким Джонс уже возглавлял мужскую линию, выпускал платки с работами художника. Пару месяцев назад увидела свет мини-коллекция Херона Престона с рисунками Шарфа. Мужская коллекция Dior будет представлена онлайн 8 декабря.