Показ на детской площадке, который изменил ход модной истории
В истории моды последних лет тридцати найдется не так уж много fashion-шоу, которые ознаменовали собой поворотные моменты в ходе той самой истории. Пока одни искренне считают революционными показы Демны Гвасалии с участием уличного каста вместо моделей или умиляются установленной прямо посреди подиума космической ракете, старожилы моды помнят одно скромное, но очень важное событие, имевшее место задолго до эпохи хайпа, — показ Maison Martin Margiela весна-лето 1990.
19 октября 1989 года молодой выпускник Антверпенской королевской школы искусств готовился представить свою третью по счету коллекцию. Локация, на которой должно было происходить все действо, была определена еще за несколько месяцев до дня Х — заброшенная детская площадка на задворках Парижа, в 20-м округе. Место проведения было выбрано почти случайно: Пьеру Ружье, выполнявшему обязанности пресс-агента Maison Martin Margiela, о нем рассказала одна его знакомая актриса, и когда он привел на площадку Мартина Маржелу и его бизнес-партнера Дженни Мейренс, те тут же решили устроить показ именно там. Тут стоит упомянуть, что дело было в конце 1980-х, когда мода пусть и менялась под влиянием японских авангардистов, бельгийской новой волны и уникумов вроде Миуччи Прады, но в общем и целом по-прежнему держалась на столпах роскоши и неприкрытого люкса. Идея провести шоу в районе, куда большинство игроков индустрии по своей воле вряд ли бы отправились, было рискованной затеей.
Одна из проблем, с которыми пришлось столкнуться команде Maison Martin Margiela, заключалась в том, что фактически детскую площадку нельзя было использовать для сторонних целей. Префектура района просто не могла принять деньги за проведение коммерческого мероприятия, поэтому Маржела и Мейренс решили пойти в обход: они предложили в качестве благодарности вывезти местных детишек за город и организовать для них веселые выходные. Было решено, что во время показа дети смогут спокойно гулять по площадке и заниматься своими делами — в конце концов, это они тут хозяева. А чтобы довести идею до логического конца, команда MMM доверила ребятишкам самостоятельно придумать дизайн приглашений на показ.
Все, кто уже был знаком с творчеством Маржелы, ждали новую коллекцию с нетерпением: стоит ли говорить, насколько работы этого выпускника Антверпенской школы искусств отличались от общего модного калейдоскопа конца 1980-х. Никто не ожидал увидеть возведенный подиум с подсветкой и прожекторами и ряды стульев с номерами мест. Кулисами служил натянутый на веревке кусок ткани, подиумом — бетонный пол. Модели ходили практически между зрителями, среди которых с любопытством разместились и местные дети — в какой-то момент им становилось скучно, и они просто выбегали на подиум. Никто не обращал внимания на неудобства, все были заворожены происходившей на их глазах магией. Это было рождение новой идеи моды — настоящей, искренней, лишенной глянцевого напыления (присутствовавший на показе Раф Симонс как-то признался, что «всегда воспринимал моду как нечто искусственное, но после того шоу МММ поменял свое мнение» и решил всерьез заняться fashion-дизайном). И даже несмотря на то, что большинство критиков не оценили показ, назвав его пародией на Comme des Garçons ранних 1980-х, для многих людей из индустрии он ознаменовал начало новой эпохи неконвенциональной моды и неоднозначных идей.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7