«Как только вы откроете для себя Issey Miyake, вам будет трудно носить что-то еще», — говорит уважаемый фэшн-критик Анджело Флаккавенто. Он имеет в виду вещи из линии Pleats, Please Иссея Мияке. Рассказываем, как у японского дизайнера получилось возвести плиссировку в абсолют.
Часто имя Иссея Мияке ставят в один ряд с другими японскими дизайнерами-концептуалистами — Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо. Тем не менее спутать его одежду с коллекциями Yohji Yamamoto или Comme des Garçons не получится. Дело не только в том, что Мияке не стремился обращаться к мрачной стороне деконструктивизма и охотно работал с яркими цветами и более привычными глазу формами. Он был в первую очередь талантливым технологом и умел по- японски деликатно приводить в равновесие авангардный стиль и передовые инновации.
В период, когда Мияке жил в Нью-Йорке и работал ассистентом у дизайнера Джеффри Бина, он проникся американским культом молодости и прагматизмом. На дворе были 70-е, а молодые парни и девушки носили синие джинсы и белые футболки, в которых Мияке разглядел символ универсальности и свободы от всевозможных стереотипов, связанных с гендером, расой и социальным статусом.
Более десяти лет спустя дизайнер решил вернуться к концепции идеальной униформы. Мияке увлекался технологической стороной дизайна и искал новые возможности в области текстиля. Тогда, в конце 80-х, ему удалось получить принципиально новый материал — высококачественный полиэстер, который при особой тепловой обработке давал плотную мелкую плиссировку. Такая ткань идеально держала форму даже после стирки и хранения в чемодане. Сначала дизайнер предложил костюмы из нового материала танцорам франкфуртского балета Уильяма Форсайта. Он обнаружил, что благодаря устойчивой форме и невесомой ткани одежда становится букально второй кожей для человека и совершенно по-особому ведет себя в движении. Это было в 1990 году, а в 1993-м Мияке отшил первую коллекцию своей отдельной линии, которую назвал Pleats, Please.
Первоначально каждый предмет из коллекции представлял собой кусок ткани в два-три раза больше финальной вещи. Ткань прокладывалась тонкими листами бумаги по принципу сэндвича, а затем отправлялась под специальный горячий пресс. Весь процесс проделывался вручную, так как Мияке, по его собственному признанию, никогда не отказывался от человека в пользу компьютера. После обработки ткань навсегда сохраняла как текстуру, так и форму — горизонтальную, вертикальную или зигзагообразную плиссировку, очертания колонны, колокола или шахматной фигуры.
Изобретение Мияке дало мощный импульс эволюции моды — как в эстетическом, так и в индустриальном плане. Сюзи Менкес сказала, что «японцы прониклись полиэстером, пока французы по-прежнему плели себе коконы из шелка». Вещи из Pleats, Please не теряли формы, не стесняли движений и не акцентировали внимание на гендере, расе или положении человека. Пусть Мияке не был первым, кто популяризовал плиссировку (если говорить исключительно о моде нашего времени, то вещи из ткани плиссе всех заставил полюбить испанец Мариано Фортуни в 1920-х), но именно он возвел ее в абсолют. По этой причине дизайнер стал частью знаковой выставки афинского музея Бенаки «Птикосеис = складки + плиссировка. Драпировка от древнегреческого платья до моды XXI века» в 2004 году, а также сумел привлечь к коллаборации в рамках Pleats, Please таких художников, как Ясума Моримура и Тим Хоукинсон, и фотографа Нобуеши Араки.
Материал был впервые опубликован на BURO. 27 июля 2017 года.
Другие истории
Подборка Buro 24/7