
«Хочется делать повседневные вещи особенными»: основательница проекта Centá Лера Спирина о запуске в Лиссабоне и сотрудничестве с Loewe
Восхищаться новыми проектами Centá в редакции BURO. — обычное дело. Но о лиссабонской креативной студии было известно немного: что ее запустили ребята из России Лера Спирина и Виктор Комский и что их работы узнаем из тысячи. Решили приоткрыть завесу тайны (в случае с Centá она представляется серебристой и со сборками) и расспросили Леру Спирину, как небольшая лавка с цветами с Рижского рынка выросла в проект, с которым сотрудничает Loewe, Zara и Sandy Liang.

ЛЕРА СПИРИНА
основательница проекта Centá
Проект Centá существует уже пять лет. Чем занимались до его старта?
Я начала заниматься флористикой в 18–19 лет. Уже тогда интуитивно понимала, что цветы и работа с ними мне очень интересны. Хотела пройти стажировку в цветочном магазине, но не брали без опыта ни в один из них.
Так я создала страницу под названием buketnaya lavka mimimi в запрещенной соцсети — на тот момент личный аккаунт назывался Lera mimimi. Сделала первую закупку на Рижском рынке на тысячу рублей, собрала несколько букетов и выложила. Первые заказы пришли от друзей и знакомых, а затем уже заработало сарафанное радио. Я быстро втянулась в процесс: за день успевала собирать несколько букетов и сама же их доставляла. Через год уже укрепила свои позиции как флорист, взяла курьеров в помощь и попробовала оформлять свадьбы.
Вскоре фокус сместился на семью и, поначалу взяв паузу, затем я продолжила вести аккаунт для души. Решила улучшить свои навыки, но быстро стало понятно, что классическое обучение противоречит моим представлениям о профессии. Мой путь все-таки в безграничном любопытстве и отсутствии ограничений, а не в создании стандартного букета.
Аудитория росла, заказы стали поступать чаще. Но «букетную лавку» в России пришлось оставить из-за переезда в Лиссабон.




Как запускали проект?
Мы с молодым человеком отправилась на разведку в Португалию в 2019-м. Скучая по цветам и красивым букетам, я задумалась об открытии цветочной лавки в Лиссабоне. Позже появилась идея объединить ее с баром в одном пространстве.
Название Centá выбрали, потому что оно не привязано ни к цветам, ни к именам, ни к бару. Это новое слово, производное от латинского Centáurea (василек). Но мне не хотелось ассоциироваться с конкретным цветком, поэтому появилось лаконичное Centá.
Проект официально запустился в октябре 2020-го и успешно просуществовал больше года. За это время я выросла как флорист, но почувствовала, что хочу чего-то более значимого. Магазин стал работать на доставку, а я — двигаться в направлении оформления мероприятий и сет-дизайна. Так Centá органично развивался вместе со мной.


Не было страшно открывать бизнес в абсолютно новой для себя стране?
На тот момент было безумно интересно. Я воспринимала это как увлекательную авантюру и не думала, что проект может выйти за рамки небольшой цветочной лавки. Я люблю работу с цветами, поэтому о страхах и речи не шло — просто хотела заниматься любимым делом.
Как обстояли дела в самом начале?
Со дня открытия в Лиссабоне цветы покупали активно, но в Европе они имеют другое значение. Люди покупали их для себя, чтобы поставить в вазу. Мы привыкли дарить букеты, а здесь это скорее элемент повседневного уюта. Чтобы обеспечить качество и разнообразие цветов, мы изучили местный рынок и поняли, что закупки нужно делать в Голландии.
Тогда же я решила развивать соцсети бренда через максимально креативные сеты и композиции. Это довольно быстро привлекло аудиторию со всего мира: число подписчиков, отметок и репостов стремительно росло. И это был идеальный сценарий для меня: когда видение и продукт работают сами по себе, привлекая внимание без дополнительных усилий. Все вышло органично.



Вы запускали Centá с молодым человеком — Виктором Комским. Как сейчас распределяются ваши зоны ответственности?
Мы расстались больше года назад, но все еще остаемся бизнес-партнерами. Я фокусируюсь на создании уникального визуального контента: сценографии, креативном направлении, сет-дизайне и флористике. Виктор — генеральный директор Centá, но также может создавать объекты в рамках проектов, которые делаем. Я всей душой люблю бренд и верю в лучший исход как для себя, так и для него.



Какие услуги и продукты появились первыми?
Начали с пространства магазина и бара. Затем все развивалось: сначала сет-дизайн, потом полное оформление мероприятий, а после уже и сотрудничество с брендами в широком его понимании. Все это постепенно привело к тому, что есть сейчас — бренду, укрепившему позиции на европейском рынке.




Вскоре вы начали сотрудничать с известными брендами. Как это случилось?
Первым значимым клиентом стал Loewe. И здесь снова решающую роль сыграли социальные сети и личное портфолио: нам написали напрямую из лондонского офиса. После согласования деталей подписали контракт. Тогда были шок и колоссальное волнение, а в этом году нашему сотрудничеству с Loewe исполняется три года.
С того момента Centá начал стремительно развиваться, в портфолио добавились другие крупные клиенты: Sandy Liang, Acne Studios, Magda Butrym, Zara, H&M, Ginori, Gisou и не только. Их доверие и постоянное сотрудничество для меня бесконечно ценно, и ответственность постоянно растет вместе с масштабом проектов. Новые бренды сейчас все так же приходят через Instagram* или по рекомендациям.


Тогда вы осознали, что Centá развивается успешно?
Я долго не воспринимала Centá как полноценный бизнес-проект — для меня это был способ самореализации. Со временем начала замечать влияние Centá на индустрию, отклик клиентов, реакцию публики. Помню встречу с Таней Ермаковой, соосновательницей The Cultt, в Лиссабоне. Она заметила, как скромно я рассказываю о на самом деле большом проекте, и ее слова подтолкнули взглянуть на Centá как на нечто значительное. За этим действительно стоит огромная работа — моей команды и моя лично.


Centá также выпускал товары: бокалы-ракушки, посеребренные розы. Как начали и планируете ли продолжить?
Первыми были как раз бокалы-ракушки, вдохновленные Португалией, — и это был успех: их быстро раскупили и стали копировать по всему миру. Но мы решили не уходить в массовость, чтобы сохранить уникальность, и выпускаем их ограниченными сериями. Затем также были коллаборации с художниками. Например, керамическая роза с Anamaria Morri и ее брендом All Kinds, свечa «Воздушный шарик» и свеча-шкатулка в коллаборации с Krystel Liliana и многое другое. Но этот процесс требует времени и внимания, пока мы не готовы заниматься этим вплотную.


Как сейчас идет работа с крупными брендами?
В целом мало что изменилось. Обычно с нами связываются через электронную почту сразу с запросом о проекте. Бренд-менеджер собирает всю необходимую информацию, а после обсуждения и согласования брифа мы рассчитываем бюджет, составляем договор и приступаем к работе.
Я начинаю с того, что несколько дней живу с мыслью о проекте, постепенно формируя образы и идеи. Затем работаю над презентацией и делюсь идеей с клиентом. Процесс утверждения может быть очень долгим: идеи обычно проходят через множество уровней согласования.
Мы стараемся совершенствовать коммуникацию, объяснять, что создание качественного результата требует времени и ресурсов. Но, конечно, так или иначе, идеальное сотрудничество основано на доверии. Часто замысел трудно донести через ссылки или отдельные изображения, которые на первый взгляд кажутся несвязанными. В этом смысле состоявшиеся личные проекты и эксперименты, которые уже есть в портфолио, помогают демонстрировать наши возможности.



Сколько человек сейчас в команде Centá? Чем они занимаются?
На постоянной основе я предпочитаю работать маленькой командой, которая сохраняется с момента основания. Но, конечно, в зависимости от задачи, привлекаю узких специалистов: швею, кондитеров, шеф-повара, художников и других профессионалов.




А какой перечень услуг студия предлагает сейчас?
Сейчас работаем в следующих направлениях: разработка креативной идеи и полный цикл продакшена, сет- и флорал-дизайн, фуд-стайлинг. Стремимся охватить полный спектр услуг, связанных с визуальным оформлением и созданием концепций.
Я уверена, что могу очень качественно организовать съемку: разработать идею, выбрать стилиста, визажиста, локацию и команду, чтобы получить безупречный результат. Поэтому мы добавили в услуги продакшен, чтобы контролировать процесс от начала до конца.


Вы в Москве впервые за пять лет, но мы видели классные проекты Centá для российских брендов и раньше. Расскажите, как работаете с локальными марками.
Я приехала в гости к подруге и присматриваюсь к тому, как изменилась Россия за те пять лет, что меня здесь не было. Работаю с локальными брендами нечасто — это сложнее из-за отсутствия знания местного рынка: мне нужно больше времени, чтобы найти материалы, подрядчиков и организовать процесс. Тем не менее убеждена, что европейскую съемку любой марке из России лучше сделать с моей командой. Для таких случаев я обычно прошу бренды привести стилиста из Москвы — мою лучшую подругу Таню Miska Moloka. С ней всегда уверена в результате.


Работы Centá всегда узнаваемы. Как появляются идеи?
Убеждена, что при создании концепции важно смотреть на задачу с непривычной перспективы — это делает видимыми даже обыденные вещи, что, в свою очередь, позволяет фантазии проявить себя. У меня этот процесс происходит скорее неосознанно, чем намеренно. Я не стремлюсь быть «другой», просто мое воображение работает так. Моя цель — постоянно экспериментировать с визуальными исследованиями и композициями. Никогда не угадаешь, как различные элементы сочетаются друг с другом, пока не попробуешь.




С кем — неважно, брендами или людьми — мечтаете поработать?
Во-первых, думаю, у нас бы вышло успешное сотрудничество с Jacquemus. Знаю, Симон Порт знаком с моим творчеством — даже делился фото Centá у себя. Во-вторых, хотела бы поработать с китайским брендом Shu Shu Tong: они следят за нами, а я — за ними. Причем с большим вдохновением. Еще, конечно, хотела бы создать что-то для Simone Rocha. И не могу не упомянуть фотографа Сильвестра Мако — с ним тоже мечтаю когда-нибудь посотрудничать.


А что насчет марок, чьи вещи предпочитаете носить?
Мне сложно выделить любимые, потому что могу найти для себя что-то интересное в разных коллекциях. Большую часть моего базового гардероба составляет Massimo Dutti. Еще, конечно, люблю Loewe — не только из-за теплого сотрудничества, но и потому что их вещи идеально вписываются в мой стиль. Также ношу одежду и украшения российских марок. Например, Agreeg и Orhid 22. Если говорить о стиле в общем, на каждый день предпочитаю практичные и удобные вещи, но в коллекции обуви и аксессуаров у меня часто довольно необычные объекты.



В августе Centá анонсировал Garderobe. Теперь будете работать также над одеждой?
Идея коллекции Garderobe рождалась не один раз, но пока ее запуск откладывается. В последний раз мы были очень близки к релизу, предполагалась коллекция из предметов для гардеробной, путешествий и интерьера, но работа так и не завершилась. Я перфекционист, поэтому сама отбирала ткани, разрабатывала лекала с конструктором, а швея вручную создавала изделия. Многие вещи переделывали по несколько раз. Верю, что в будущем все-таки смогу довести Garderobe до релиза. Мне хочется делать повседневные вещи особенными.


*Продукт компании Meta, признанной экстремистской на территории РФ
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7