«На цветок мы даже никогда не делали ставки»: основательница бренда украшений alvaar Эльвира Ломовская — о коллаборациях и силе нетворкинга
Не первый год замечаем заветные «цветы» alvaar на петербургских и не только it-girls. К пятилетию локального бренда решили поговорить с его основательницей и дизайнером Эльвирой Ломовской о производстве на космическом заводе, коллаборациях с близкими по духу брендами и смыслах, которые несут украшения.
ЭЛЬВИРА ЛОМОВСКАЯ
основательница и дизайнер
alvaar хорошо известен как бренд, однако о вас не так много информации. Можете немного рассказать о себе?
Моя специальность — менеджмент в сфере искусства. Я окончила в 2005 году Санкт-Петербургский государственный институт культуры, училась на кафедре культурологии по специальности «Проектирование». Тогда мы толком ничего не понимали, но завораживал сам факт, что из идеи может вырасти что-то стоящее. Мы учились делать фестивали и разрабатывать продукты. Для кого, зачем, при помощи каких инструментов — было интересно, как что-то значимое и масштабное может создаться из ничего. Все приобретенные навыки я использую в своей работе и по сей день.
В дизайн же я попала случайно. Когда была еще студенткой, мне предложили работу в студии принтов для футболок. Там я начала работать и как дизайнер, а через несколько лет стала директором по развитию. И в это же время я познакомилась с материалом плексиглас. Я тогда предложила своему парню сделать совместный проект по изготовлению украшений на базе студии, где тогда работала. Но там были свои коммерческие трудности, и мы решили выкупить оборудование и сделать свой бренд.
Так появился Luch. Над ним я начала работать как дизайнер. Но в какой-то момент стало тесно в этом формате и захотелось делать такие вещи, которые нельзя было сделать с плексигласом. И вот так я решила создать собственную линейку из металла. Однако в рамках нашего бренда Luch было непонятно, как делать и выпускать свою первую линейку украшений — Sin/Cos. Но уже тогда стало ясно, что это что-то другое, не похожее на эстетику Luch, — иная история. Было сложно, поскольку мы с парнем начинали Luch как пара, но нужно было что-то менять. Был сложный разговор, в результате которого я отошла от Luch и начала собственное дело — alvaar. А еще было непросто совмещать работу и воспитание ребенка — на проект оставалось мало времени. Хотелось вкладывать его во что-то действительно стоящее и значимое для себя. Так появился alvaar, который я назвала своим именем. Алвар — это мужская версия моего имени.
Неожиданно! Получается, те, кто думает, что название как-то связано с Алваром Аалто, не правы?
Получилось бинго в квадрате: Алвар Аалто не только мой тезка, но и дизайнер, чьи работы я обожаю. Раньше я думала: как же его назвали таким именем, которого вообще не выговорить — нужно быть финном, чтобы правильно произнести этот набор букв. Но, как часто и бывает, если что-то злит, потом оказывается, что это есть и в тебе. Когда подбирала имя для своей дочери, заодно почитала про собственное имя, тогда и узнала, что мужской эквивалент моего имени — Алвар. Так и выяснилось, что мы с Аалто тезки. Тогда же возникла идея, что если когда-нибудь у меня будет собственный бренд, то я назову его alvaar.
alvaar — это альтер-эго или продолжение Эльвиры?
Там много всего, но бренд точно решительнее и целеустремленнее. У него все лучше получается. Но это точно не я, что-то отдельное. У имени интересный перевод, который сочетается с украшениями. «Al» — дух, а «Vaar» — воин и защитник. Таким образом, украшение alvaar становится своего рода талисманом и оберегом, который может защитить и придать сил.
Есть ли что-то от Алвара Аалто?
Обтекаемые формы, эргономика. Для меня важно, как украшение взаимодействует с человеком — по весу и форме. Мы также тесно работаем с производством и все время придумываем новые способы, чтобы сделать украшения необычными.
За пять лет существования бренда ценник на украшения несущественно поднялся. Как вам это удалось?
Мы делаем латунные украшения с покрытием, а это другая налоговая база. Ювелирные бренды платят 20-30% НДС, а мы — 6%. Также мы работаем с гальваническим заводом, куда раз в месяц мы отправляем на покрытие большую партию изделий. Это выгодно: во-первых, высокие стандарты качества, так как этот же завод работает на космическую промышленность и просто не может мухлевать, и во-вторых, сохраняется оптовая стоимость за счет объемов производства. Но и у нас было три раза повышение цен за два года. Кроме того, наше офлайн-пространство работает только три дня в неделю, у нас нет большого штата и отдельных продавцов.
Как появилось самое узнаваемое украшение-цветок? Это первое, что ассоциируется с вами.
Все началось с программы Illustrator. Изучать интерфейс я начала с простой формы — круга. Просто перебирала все возможные технические функции, и в какой-то момент кривые так загнулись, что появился цветок. Бренда alvaar еще не было, тогда я еще подумала: «Какой красивый, но из плексигласа такую форму не воспроизвести». За пять лет существования этой формы я прошла, кажется, все стадии — от решения больше никогда не выпускать до огромной любви. Это большая удача, когда у бренда получается сделать знаковую вещь, по которой его узнают.
Первые «цветы» увидели свет 19 декабря 2019 года на презентации в московском «Рихтере». А в марте начался карантин, и мы уехали с дочерью на дачу. Ей тогда было три года, и мы хорошо проводили время. Какие только варианты носить цветы она не придумывала: «Мама, этот тебе — за ушко, этот — в кофточку». Было у нас такое поклонение цветочкам. Идея сделать кольцо Flower, будто обнимающее палец, также пришла, когда мы были вместе.
Как давно вы делаете коллаборации с другими проектами?
Уже два года точно. Алена (Алена Лозовская, соосновательница бренда Razumno — прим. Buro.) написала мне сама. Ранее мы «законнектились» в социальных сетях. Думаю, на наше сближение повлияло то, что у обеих есть дети и бизнесы. А это сразу сближает. Алена сразу знала, что хочет сделать, — запонки в форме цветка, а я предложила сделать их из металла. Наш 3D-дизайнер Настя разработала цветок и ножку для запонок, чтобы на производстве поняли, что и как нужно сделать. Так в модели листья «согнули», и получился бутон. Когда приехала пробная партия, выяснилось, что технологи на производстве увидели дизайн и две недели не понимали, как его реализовать, даже разработали специальную форму для сгиба лепестков. В результате получилась другая форма, которую потом реализовали еще и в серьгах.
Потом была коллаборация с Аней Рубан, которая уже тогда была клиенткой alvaar, и ее брендом Ruban. Ей я написала сама. Все мои друзья уже делали с ней коллаборации, и я тоже захотела — видела, что и как она делает, и подумала, что можно использовать форму, которая уже известна публике. Поэтому выбрали цветок.
Расскажи подробнее про вашу совместную коллекцию с Don't drop the glass, а также вашу работу с Варей Щербаковой-Литвяк.
В какой-то момент все девчонки, которые у меня работают, обзавелись кольцами Don't drop the glass. Я не понимала, что происходит, но кольца показались мне очень крутыми. Понравились эстетика и форма, поэтому я написала в аккаунт бренда и предложила сделать что-то вместе. Так мы познакомились с Мединой, основательницей марки. Она не просто творческая, но еще четкая и ответственная — это редкость для нашей индустрии. Мы обсудили форму колец и сначала сделали плоские, но потом решили выбрать другую форму — объемную и «пухлую», похожую на то, что делают сами ребята. А летом провели совместный поп-ап по случаю коллаборации. Тогда же мы поняли, что сделаем еще и зимний дроп. В летнем выпуске были блестящие айтемы, а для морозов выпустили матовые, мерцающие, словно хрустальные.
Совместная с Love to knit коллекция «Связанные цветы» появилась, когда мне написала Варя (Варя Щербакова-Литвак, основательница Love to knit — прим. Buro.), мой друг и друг alvaar. Она предложила сделать вязаные украшения, но я сама не была в этом уверена, тем более только что вышел предыдущий дроп. Я сказала, что нужно подумать, как это реализовать, потому что мне точно не хотелось делать что-то с тканью. И когда я узнала, что есть технология плетения кружева из медной нити, сразу сказала Варе, что это то, что нам нужно! Я прилетела к ней в Лиссабон, чтобы сделать первый цветок вместе. Уже там мы взяли за основу длинную сережку и добавили к ней вязаный элемент. Но этого показалось мало, и мы создали новое украшение — вязаный чокер, а Варя придумала название для всей коллекции, и в нем столько всего — ассоциации и смыслы, где мы все связаны.
alvaar — один из немногих проектов на локальном рынке, который всегда органично вписывается в коллаборации. Как получается соблюдать баланс?
Не люблю, когда взаимодействие между марками выглядит как односторонний заказ. В контексте коллабораций для меня важно, чтобы и для нас, и для ребят из других проектов было комфортно и взаимно интересно работать. И чтобы мы могли ответить на вопрос — почему нам хотелось сделать что-то совместное.
Что чувствуешь, когда видишь свои украшения на незнакомых людях?
Мне очень приятно, конечно. Заходишь в Tiger Lily, а там видишь на человеке свои сережки — красиво! Или в «Фонарных банях» девушка в нашем кольце говорит, что такое же подарила маме, и они теперь ходят в одинаковых — приятно. Это очень здорово. И даже когда мои друзья встречают где-то украшения, они тоже радуются. Это некое общее поле — цветочное и информационное. Может, поэтому мы и остались развивать проект в России. Чувствую себя тут нужнее.
Складывается впечатление, что у alvaar сильное комьюнити, члены которого сразу видят друг друга в толпе. И вещица бренда становится символом такой связи.
Я сама веду социальные сети бренда и пишу для них тексты, и, думаю, люди их все-таки читают. Покупая эти украшения, будто соглашаешься со всеми заложенными в них смыслами и принимаешь их. И дальше слова уже не нужны — вы друг о друге уже узнали нечто важное. Хорошо и плохо, что я все еще занимаюсь социальными сетями самостоятельно. Личный бренд и вовлеченность могут мешать, но пока мне в этих рамках и ограничениях комфортно. Я и сама развиваюсь вместе с брендом. Два года назад мое дело стало получать столько внимания, к которому я не была готова. Я начала снова учиться и обращаться за консультациями, в этом деле мне помогает Наталья Филатова, в прошлом журналист (брала интервью у Готье, Вествуд, братьев Коэн и других), культуролог и пиар-специалист, а сейчас — ас в маркетинге ювелирных изделий.
Знаем, что к пятилетию марки планируется новая коллекция, в том числе новые формы. Можете рассказать подробнее?
Да, новая коллекция будет. Но, поскольку она юбилейная, хотелось вернуться к истокам и вспомнить, с чего все начиналось. Будет и знакомый многим «цветок», будут и новые формы. Года два назад «цветок» был очень популярен, и все ассоциировали alvaar с ним. В представлении многих это просто бренд с клевером, но это же не так, у нас есть и другие очень красивые коллекции. Тогда же вышли «Символы времени», очень успешная, кстати, линейка. Но она не так сильно ассоциируется с брендом. А на «цветок» мы даже никогда не делали ставки и не думали его продвигать или продавать, нет. Изначально нам хотелось сделать лаконичный европейский бренд. Казалось, что то же кольцо «волна» идеально подходит бренду, оно должно с нами ассоциироваться, но все получилось как получилось.
Новая коллекция будет «объемнее» и «толще», но при этом останется ажурной, из нее не уйдет воздушность. Мне нравится чувство двойственности, и во всех моих украшениях оно есть. То же самое и с человеком — он может испытывать радость и злость, грусть и любовь. И в украшениях тоже это есть — матовый цветок выглядит хрупким, но при этом он стальной и несгибаемый. Мне нравится транслировать мысль, что ты нормальный во всех своих проявлениях. Так же и в одном украшении могут встретиться разные крайности. За пять лет alvaar стал устойчивее, но он все равно остается таким же воздушным и наивным.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7