
Женщина-денди и госпожа декаданса: Луиза Казати в 10 фотографиях
Когда в очередной раз слышим фразу «жить свою лучшую жизнь», непременно вспоминаем маркизу Луизу Казати — некогда богатейшую наследницу Италии и самую эпатажную особу XX века. Казати собрала коллекцию из более чем сотни собственных портретов, почти обнаженная выгуливала гепардов по ночам и спустила огромное состояние на одежду, искусство и драгоценности. По случаю дня рождения маркизы вспоминаем о ее жизни — в десяти фотографиях (вернее, семи фотографиях и трех картинах).

С дочерью Кристиной Казати Стампа ди Сончино, 1901
Будущая маркиза Казати родилась под именем Луиза Адель Роза Мария Амман в 1881 году в богатой семье текстильных магнатов и росла неподалеку от озера Комо. Ей было 13, когда не стало матери, и 15, когда умер отец. Они со старшей сестрой оказались самыми богатыми наследницами в Италии, и спустя всего четыре года юная Луиза вышла замуж за маркиза Камилло Казати Стампа ди Сончино. В 1901 году у пары родилась дочь Кристина.

Кистью Джованни Больдини, 1908
В возрасте 22 лет высокая, мертвенно-бледная и непримечательная (как о ней вспоминали современники) маркиза знакомится с писателем Габриэле Д'Аннунцио. Она становится его вдохновительницей, а он — ее величайшей любовью. Габриэле знакомит Казати с миром декадентских вечеров и прививает ей ужас перед обыденностью. Тогда и начинается трансформация из почтенной матери семейства в музу авангарда.

В объективе Адольфа де Мейера, 1912
Что вспоминают чаще, яркий внешний вид Луизы Казати или ее экстравагантное поведение, ответить сложно. Маркиза расширяла зрачки с помощью белладонны, ярко подводила зеленые глаза тушью и сурьмой, наклеивала на веки бархатные ленты, красила волосы в огненно-рыжий и пудрилась, пока кожа не становилась белой. Одевалась тоже эксцентрично, порой откровенно и любила обвешивать себя жемчугом.

С Джованни Больдини и гостем вечеринки, 1913
Еще одна причина известности Казати — роскошные костюмированные вечеринки, к которым все готовились основательно. Кроме собственных нарядов — они, к слову, почти всегда включали массивный головной убор вроде того, что на фотографии, — Луиза заботилась и о внешнем виде слуг, хотя называть это заботой даже в переносном смысле не совсем уместно. Обычно они были обнажены и покрыты сусальным золотом, как вспоминали гости. Не меньше шокировала ростовая фигура маркизы из воска, которую та усаживала по соседству на званых ужинах. Говорят, в приглушенном свете свечей копию и оригинал было не отличить.

На портрете Августа Джона, 1919
Казати не только стремилась стать живым произведением искусства (она так и говорила), но и покровительствовала художникам. Можно было бы задаться вопросом, что из этого следствие, а что — причина, но тратилась маркиза в основном на собственные портреты — их у нее было около 130. Однако это вовсе не значит, что внимание талантливых современников к Луизе куплено. Ромейн Брукс, Жан Кокто, Эрте, Ман Рэй, Джованни Больдини, Пабло Пикассо, Наталья Гончарова и Сесил Битон — лишь часть тех, с кем у Маркизы была искренняя взаимная симпатия.

Обнаженная, кистью Ромейн Брукс, 1920
Эксгибиционизм для Луизы Казати был обычным делом. Маркиза часто встречала гостей в прозрачных пижамах — например, в золотой ее застала танцовщица Айседора Дункан (из автобиографии «Моя жизнь»). Такие же ничего не скрывающие материалы Казати выбирала для платьев, в которых появлялась на собственных вечеринках.

На балу в платье авторства Чарльза Фредерика Уорта, 1922
Маркизу одевали Лев Бакст (художник-постановщик Русского балета Дягилева), Чарльз Фредерик Уорт и Поль Пуаре. Последний создал для Казати еще один знаменитый образ — платье-фонтан из нескольких ярусов, соединенных нитями жемчуга. На фотографии же она в бриллиантовой сетке, переплетенной с серебряной бахромой, которую сделал для нее House of Worth. Сверху — гигантская корона из золотых перьев, увенчанная бриллиантовой тиарой, и звезды.

В объективе Мана Рэя, 1922
Один из самых влиятельных сюрреалистов запечатлевал маркизу кистью и снимал ее на камеру множество раз, но эта фотография, сделанная в Париже, остается наиболее растиражированной. Большую часть жизни Луиза прожила в Палаццо Веньер деи Леони на Гранд-канале в Венеции, но постоянно странствовала по Европе, перемещаясь из дома в Париж, а оттуда — в Лондон.

С домашними гепардами на картине Джозефа Пэджета-Фредерикса, 1940-е
О любви маркизы к экзотическим питомцам ходят легенды — и все они правдивы. Гепардов на бриллиантовых поводках Казати выгуливала по ночам почти полностью обнаженная: на ней была только короткая шуба, жемчужные ожерелья и сигнатурный макияж. Кроме них госпожа декаданса держала дома сов, львят, обезьян, борзых, говорящего попугая, удава и гориллу, а на полу и стенах размещала шкуры диких животных.

Последнее публичное появление, 1935
Ман Рэй сделал фото маркизы на знаменитом костюмированном балу графа и графини де Бомон, где также регулярно отмечались Пабло Пикассо, Тристан Тцара и Эрик Сати. К этому моменту Луиза почти полностью потратила унаследованное состояние на дворцы, вечеринки, антиквариат, одежду, драгоценности, путешествия и искусство, накопив долг в 25 миллионов долларов. Ее личные вещи и виллы принудительно продали с молотка, и Казати сбежала в Лондон, где и умерла в нищете в 1957 году. Говорят, в последние годы жизни маркиза накладывала заклинания на врагов, пропивала оставшиеся гроши и рылась в мусорных баках в поисках перьев, чтобы вплести их в волосы. Похоронили Луизу в леопардовой шубе и с накладными ресницами.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7