Как благотворительные фонды живут во время кризиса и чем мы можем помочь
Благотворительный проект Meet For Charity уже четыре года проводит аукционы, на которых можно приобрести встречу с известными людьми, а вырученные средства поступают на реализацию благотворительных программ: от помощи тяжелобольным детям до поддержки экологических инициатив. За время своей работы проект собрал более 106 млн рублей для 120 некоммерческих организаций.
Ольга Флёр
Основатель Meet For Charity.
Для кого-то кризис — это время возможностей, а для кого-то — серьёзное испытание. Благотворительные организации — одни из тех, для кого этот период стал настоящей проверкой на прочность.
Сейчас многие фонды сообщают, что пожертвования резко сократились. Конечно, это можно понять: многие люди остались без работы, мы не знаем, как дальше будет развиваться ситуация в стране и в мире, поэтому кто-то предпочел отменить свои ежемесячные (и не только) взносы и оставить их до лучших времён. В это же время запросы на помощь возросли: люди обращаются в фонды не только за операциями, лекарствами, реабилитацией, но и за первичными нуждами — едой, одеждой, материальной помощью. За каждым фондом стоят тысячи детей, взрослых, стариков, которым все это необходимо, поэтому никак нельзя допустить, чтобы такие организации закрылись. Наша общая задача — поддержать их.
Фонды лишились не только части электронных пожертвований, но и возможности проводить фандрайзинговые мероприятия: кто-то планировал забеги, благотворительные субботники, концерты, выставки и другие события, чтобы собрать средства. Также на многих повлияло падение рубля: подорожали лекарства, зарубежные реабилитации, оборудование, которое необходимо для подопечных.
Наш партнер, фонд помощи сиротам «Большая перемена» сообщил, что его потери сейчас составляют 5,5 млн рублей, потому что компании-доноры просто не смогли внести очередное пожертвование. В подобной ситуации, к сожалению, сейчас находятся многие благотворительные организации.
Есть много хороших способов поддержать некоммерческий сектор, и один из самых мощных — это рекуррентные платежи (автоплатежи). Рекурренты — опора многих организаций, это постоянные потоки небольших пожертвований, на которые стабильно можно рассчитывать. Замечательную акцию #рубльвдень проводит фонд «Нужна помощь». На сайте вы можете выбрать один или несколько проверенных фондов и подписаться на то, что 1 рубль в день (или больше) будет поступать в пользу этих организаций. Для фондов будет сильной поддержкой, если люди не будут отказываться от автоплатежей, пусть с меньшей суммой, но только не отменять их.
Но есть в нашем секторе и хорошие новости. Многие компании, которые ещё не планировали внедрять благотворительную составляющую в свои процессы, сейчас увидели острую потребность в этом. Да, не всегда это можно сделать быстро, и долгий путь согласований никто не отменял, но сам факт того, что люди об этом задумались, вселяет надежду. Надеюсь, эта мысль останется у них и после карантина.
Многие крупные бизнесмены, которые раньше не отзывались на предложения и идеи благотворительных акций, сейчас вдруг стали открыты и охотно берутся за предложенные проекты. В данный момент мы прорабатываем благотворительные решения с шестью крупными ритейлерами. Наша задача — создать дополнительные потоки пожертвований для фондов, и крупные игроки бизнеса могут этому качественно поспособствовать.
Радует то, что многие бизнесы даже в кризис не урезают свои благотворительные бюджеты: сокращают маркетинговые, но не благотворительные. Давний друг нашей организации и большой любитель благотворительных проектов Дмитрий Медовый (генеральный директор Burger King) — один из примеров социально-ответственного руководителя бизнеса: неделю назад к нам обратился благотворительный фонд «Доступ» с просьбой оказать поддержку 300 врачам, работающим сейчас на передовой в одной из больниц. Я сразу обратилась к Диме и буквально на следующий день трак с горячими обедами для врачей был у больницы. Сейчас компания продолжает поддерживать врачей и обеспечивать их питанием.
Лидеры мнений и селебрити тоже стали более открытыми. Мы видим множество примеров, когда известная персона проводит эфир или устраивает концерт в пользу благотворительной организации. У многих освободилось время, и сейчас проще договориться о поддержке, чем раньше. Недавно мы обратились к Ксении Собчак с просьбой провести благотворительный онлайн-аукцион, на что Ксения мгновенно согласилась. Благодаря её помощи нам удалось собрать почти 4,5 млн рублей на благотворительность. Также у нас на вечере выступали Владимир Кристовский и DJ Kozak: музыканты вещали прямо из своих квартир. Мы очень благодарны всем за поддержку! Онлайн-пространство объединяет!
Мы и наши коллеги по цеху заметили, насколько активнее люди стали распространять информацию о фондах и их подопечных. Лайки, репосты, личные инициативы по сбору средств для организаций. Всё это очень важно, потому что сегодня благотворительным проектам как никогда необходима информационная поддержка. СМИ также охотно откликаются, надеемся, эта тенденция сохранится и после карантина.
Сейчас мы ввели на нашем сайте антикризисные меры: стали делать больше онлайн-встреч с известными людьми и бизнес-экспертами, внедрили фиксированные ставки, чтобы еще больше людей смогли покупать лоты и, соответственно, помогать фондам. Недавно мы открыли сайт «Карантиндер.ru», где одинокие люди могут выбрать кандидата и за благотворительное пожертвование отправиться с ним на онлайн-свидание. Многим в карантин бывает скучно, а тут можно и развеяться, и другим помочь.
За четыре года работы, получив экспертизу в области фандрайзинга и помощи благотворительным фондам, мы поняли, что пора выходить за рамки аукционов и создавать новые механизмы для преумножения пожертвований фондов. Мы называем себя конструктором благотворительных решений: предлагаем бизнесам любого масштаба удобные и эффективные способы, которые можно легко и просто внедрить в свою деятельность с пользой для общества. Наша цель — укоренить благотворительность в повседневной жизни: будь то поход в театр, поездка на такси, визит в музей или покупка чашки кофе.
Также мы разрабатываем сейчас «Счётчик добра», чтобы простимулировать бизнес к участию в благотворительных проектах, начали подготовку «Школы благотворительности» для тех, кто хочет больше понимать об устройстве сектора и хочет сам сделать полезный проект, создаём франшизу, и уже скоро нас можно будет увидеть и в других странах.
Кризис мотивирует генерировать новые идеи для развития, поэтому мы рассматриваем это время как источник возможностей.