«Зеркало», «Белые ночи» и «Как Фауст ослеп»: 12 премьер, которые стоит увидеть в новом театральном сезоне
И независимые, и государственные театры наконец вернулись к зрителю после каникул. Признаемся, для нас это еще одна причина перестать грустить по ушедшему лету. Собрали гид по самым ожидаемым премьерам нового сезона — считайте его руководством к действию, потому что билеты на спектакли разлетаются.
Где:
«Театр Наций»
«Я не убивала своего мужа»
Ближайшие показы:
2, 3 ноября и 2, 3 декабря
Продолжительность:
1 час 50 минут без антракта
Режиссер Дин Итэн
Театр Наций оправдывает название и по традиции привлекает к работе зарубежных деятелей. Открывать сезон решили премьерой китайского молодого режиссера Дина Итэна — спектаклем «Я не убивала своего мужа», литературной основой которого стал сатирический роман одного из самых известных современных писателей Китая Лю Чжэньюня «Я не Пань Цзиньлянь». Внесем ясность: Пань Цзиньлянь — популярный в Китае женский архетип, который в культуре широко используют как символ прелюбодеяния, хитрости и злодейства. По сюжету главная героиня романа Лю Сюэлянь (не терпится увидеть Марию Смольникову в этой роли) решается на фиктивный развод в надежде обойти закон об ограничении рождаемости. Бывший муж, однако, внезапно женится на другой женщине, попутно обвиняя бывшую в неверности. С этого момента Лю Сюэлянь начинает борьбу за то, чтобы доказать всем, что она не Пань Цзиньлянь. «В истории много китайской специфики, но она, — уверяет Дин Итэн, — будет понятна людям любой национальности, потому что, во-первых, это спектакль про человеческие чувства, а во-вторых, про поиск правды».
Дарим ключик, с которым просмотр будет еще более содержательным: художник-сценограф Лю Кэдун придумал для спектакля декорацию в виде огромной перевернутой сковороды вок. По китайской традиции перевернутая сковорода означает окончательный разрыв отношений — в постановке Дина Итэна это конец старого и начало нового пути главной героини.
Промо к спектаклю «Я не убивала своего мужа». Фото: пресс-служба «Театра Наций»
Где:
«Сатирикон»
«Как Фауст ослеп»
Ближайшие показы:
27, 28 октября и 25, 26 ноября
Продолжительность:
3 часа 20 минут с одним антрактом
Режиссер Сергей Тонышев
86-й театральный сезон «Сатирикон» открыл 6 сентября во Дворце на Яузе премьерой «Как Фауст ослеп» по одному из самых значимых произведений мировой литературы — «Фаусту» Гете, которое автор писал на протяжении 60 (!) лет. В постановку вошли сцены и из второй части трагедии — одной из самых загадочных и поэтичных в мировой культуре. Самый, пожалуй, плодотворный из молодых московских режиссеров Сергей Тонышев (интервью с ним можно прочитать здесь) рассказывает о премьере: «„Как Фауст ослеп“ — история доктора, в первую очередь человека, по призванию спасающего других людей. В спектакле пройдем путем этого человека, попытаемся разобраться в его и своих желаниях. Это своеобразная операция над душой. Есть ли она, душа?»
Промо к спектаклю «Как Фауст ослеп». Фото: Полина и София Набока
Где:
Театр Ермоловой
«Белые ночи»
Ближайшие показы:
26 октября и 14, 23 ноября
Продолжительность:
1 час 30 минут без антракта
Режиссер
Денис Парамонов
От Гете переходим к другой глыбе — Достоевскому. Повесть «Белые ночи», которую сам Федор Михайлович называл сентиментальным романом, даже спустя почти два века с момента написания остается актуальной. Ведь эта история могла бы произойти в любую эпоху, но непременно в Петербурге — во время белых ночей, когда наступает пора долгих прогулок и случайных знакомств. Именно тогда, когда вечерние сумерки почти сразу сменяются утренними, Достоевский дарит своему герою встречу с неведомыми ранее чувствами. Напомним сюжет для тех, кто забыл: Мечтатель, как его называет автор, робкий и рефлексирующий, знакомится с девушкой и влюбляется в нее. Она же видит в нем только друга, ища простого человеческого участия. Когда морок белых ночей рассеивается, Мечтатель вновь остается одинок. Ведь сказка, увы, всегда заканчивается — начинается реальная жизнь. Режиссер Парамонов рассказывает, что в спектакле попытается вместе со зрителем понять, где проходит граница между фантазиями и реальностью, как человеку ужиться со своими тараканами и демонами и принять себя таким, какой ты есть. «Мы делаем спектакль про столкновение человека с его представлением о себе и тем, кем он является на самом деле. А это, как правило, всегда очень расхожие образы».
Промо к спектаклю «Белые ночи». Фото: пресс-служба Театра Ермоловой
Где:
МХТ имени А. П. Чехова
«Самоубийца»
Ближайшие показы:
28 октября и 7, 15 ноября
Продолжительность:
3 часа 30 минут с одним антрактом
Режиссер
Николай Рощин
На основной сцене 3 сентября 127-й сезон МХТ открыла премьера спектакля Николая Рощина «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. В далеком 1931 году автор читал Станиславскому эту черную комедию с невеселым названием, на что Константин Сергеевич, по свидетельствам очевидцев, хохотал до слез и кричал: «Гоголь! Гоголь!» И правда, история, придуманная Эрдманом, как и гоголевский «Ревизор», начинается с анекдота, а заканчивается драмой. И главный герой, ничем не примечательный безработный Семен Подсекальников, подобно Хлестакову, по недоразумению оказывается в центре внимания общества. Но если Хлестаков это общество себе подчиняет, то Подсекальников становится его жертвой. Его буквально загоняют в гроб. К слову, история постановки на сцене МХТ трагична: Станиславский просил разрешения напрямую у Сталина (в тот момент пьеса была под цензурным запретом), называя «Самоубийцу» «одним из значительнейших произведений нашей эпохи». Работа над постановкой велась в Художественном театре полгода, но завершена не была. Верим, что спустя 92 года судьба инсценировки окажется более удачной.
Премьерный показ спектакля «Самоубийца». Фото: Александра Торгушникова
Где:
Пространство «Внутри»
«Зеркало»
Ближайшие показы:
дата неизвестна
Продолжительность:
1 час 30 минут без антракта
Режиссер
Савва Савельев
Савва Савельев как драматург, режиссер, художник и даже актер (увидим на сцене дуэт с Александром Горчилиным) представляет детективное кабаре «Зеркало» по мотивам рассказа Генриха Бёлля «Молчание доктора Мурке». Мюнхен, 1965 год. Из Дрезденской галереи исчезают картины старых мастеров. Два героя пьесы — профессор искусств Уве и молодой сотрудник радиостанции Поль — оказываются связаны общей тайной, разгадка которой ведет к бесценным шедеврам. Савельев рассказывает: «Эту пьесу я вынашивал около пяти лет и очень рад, что наконец закончил ее и мы сделали по ней спектакль. Генрих Бёлль — один из моих любимых авторов. Сборник его рассказов и коротких повестей долгое время был моей настольной книгой. Как и в предыдущих работах, продолжаю исследовать тему памяти и того, как наше настоящее влияет на наше прошлое».
Промо к спектаклю «Зеркало». Фото: пресс-служба пространства «Внутри»
«Тауматафакатанг-ихангакоауауота-матеатурипукака-пикимаунгахоро-нукупокаифенуак-итанатаху»
Где:
Пространство «Внутри»
Ближайшие показы:
дата неизвестна
Продолжительность:
1 час 30 минут без антракта
Режиссер
Алексей Френкель
Сразу скажем: нет, мы не уснули на клавиатуре, пока писали этот текст. Да, правда такое название. Труднопроизносимое. Теперь к делу: о чем спектакль? Алексею Френкелю всегда было интересно, о чем говорили Мышкин и Рогожин, сидя у трупа Настасьи Филипповны. «Я обнаглел и решил „дописать“ за гениальнейшего русского писателя. Так родился замысел пьесы», — делится режиссер. Те, кто знаком с его творчеством, знают, что герои Френкеля, начиная от романа «Бог, которого не было» и заканчивая спектаклем «Где ты был так долго, чувак?», — это самые обычные, немного странные, нелепые, но «типичные» люди, попадающие в необычные ситуации. Этого будем ждать и от персонажей новой постановки, собранной из текстов Достоевского и самого Френкеля, а еще из песен Наталии Медведевой и Александра Башлачева. Обещают, что будет одновременно смешно и страшно.
Кстати, как преданные поклонники «Внутри», узнали, чего еще нового ждать в ближайшие месяцы (продажа билетов на спектакли пока не открыта, подробностей мало, но премьеры многообещающие). В октябре театральное объединение «Озеро» выпустит «Красную шапочку» в жанре триллера (режиссер Георгий Мнацаканов), а в планах на ноябрь — гоголевская «Шинель» в постановке Антона Федорова (независимый театральный коллектив «Место»).
«Тауматафакатангихангакоауауотаматеатурипукакапикимаунгахоронукупокаифенуаки-танатаху». Фото: пресс-служба пространства «Внутри»
«ODDVAR
*при необходимости шлифовать и обрабатывать поверхность»
Где:
Театр «а39»
Ближайшие показы:
3 ноября
Продолжительность:
1 час 10 минут без антракта
Режиссер
Майя Дороженко
В независимых театрах говорить о конце или начале сезона как такового не приходится. В «а39» спектакли играют блоками, и из новинок сентябрьско-октябрьского выделяем скандинавский ситком (но мы бы даже сказали хоррор) с не самым коротким названием — «ODDVAR *при необходимости шлифовать и обрабатывать поверхность». Это вторая редакция пьесы и спектакля Майи Дороженко «Вон там». По сюжету влюбленная пара — Одвар (Лев Зулькарнаев) и Ингрид (Элизабет Дамскер) — остается наедине в уютном домике, куда они только-только переехали. Кажется, у них счастливые взаимоотношения — все отшлифовано до идеала. Но так ли это? Одвар вдруг задается вопросом, кто он на самом деле. И с тех пор начинает понимать деревья лучше, чем людей. Премьерный показ состоялся 4 августа, и на его прогон волей случая заглянул даже Гаспар Ноэ. Гаспару постановка понравилась, а кто мы такие, чтобы спорить с живой легендой кино. Идем смело.
Афиши спектакля «ODDVAR *при необходимости шлифовать и обрабатывать поверхность»
Где:
Театр «Около дома Станиславского»
«Гамлет»
Ближайшие показы:
21 и 22 ноября
Продолжительность:
1 час 15 минут без антракта
Режиссеры: Алексей Чернышев, Максим Солопов, Юрий Погребничко
В «Около» главной премьерой сезона стал шекспировский «Гамлет», однако оригинальный текст трагедии здесь почти не звучит, а те фрагменты, что можно услышать, точно не назвать самыми популярными. Как так вышло? Дело в том, что повествование по большей части посвящено истории постановки одноименного спектакля английского режиссера Гордона Крэга в Художественном театре в 1911 году. Действующими лицами, соответственно, становятся сам Крэг, Станиславский, Качалов, Вишневский и Немирович-Данченко. Почитать больше об этом легендарном случае можно в фельетоне Власа Дорошевича «Гамлет» — на нем здесь и строится вся драматургия. У Чернышева, Солопова и Погребничко получается создать на сцене не столько театр, сколько рефлексию на эту тему.
Премьерный показ спектакля «Гамлет». Фото: пресс-служба театра «Около дома Станиславского»
Где:
РАМТ
«Усадьба Ланиных»
Ближайшие показы:
13 и 14 ноября
Продолжительность:
1 час 40 минут без антракта
Режиссер
Алексей Бородин
Первой премьерой на большой сцене РАМТ станет семейная сага «Усадьба Ланиных» по пьесе нобелевского номинанта Бориса Зайцева. Любопытно, что текст, написанный в 1911 году, почти сразу, в 1914-м, инсценировал тогда еще совсем молодой Евгений Вахтангов со студийцами, и спустя столетие герои пьесы возвращаются к зрителю в новом спектакле худрука РАМТ. Мы оказываемся в таймлайне, когда вишневые сады уже вырублены и ритуалы неспешных семейных обедов забыты. Здесь — в старинной усадьбе Ланиных — наоборот, время словно замирает и собирает за одним столом разные поколения хорошо устроенных, как кажется, людей. Но что-то мистическое разлито в воздухе и заставляет каждого встретиться лицом к лицу со своими страстями и страхами. Алексей Бородин рассказывает: «Пьеса, несмотря на словесный импрессионизм, таит в себе внятную и важную для меня тему: жизнь забыта». По мнению режиссера, именно сейчас пора вспомнить, что мы существуем ради самой жизни, и важно ее прожить «не по мелкому счету, не вляпаться ни в какие сплетни, разломы и доносы». Получится ли это у героев, увидим в конце сентября.
Прогон спектакля «Усадьба Ланиных». Фото: пресс-служба РАМТ
Где:
Театр «Шалом»
«Песнь любви. Песнь скорби»
Ближайшие показы:
6 декабря
Продолжительность:
1 час 30 минут с антрактом
Режиссер
Полина Кардымон
Спектакль по древнейшим ветхозаветным текстам, авторство которых приписывают мудрецу и правителю Соломону. В «Книге проповедника» он говорит о бессмысленности стремлений, о том, что все «суета сует», а в «Песне песней» с упоением воспевает жизнь, любовь и земную радость, начиная первую главу такими словами: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина». Ветхий Завет — это книга, где рассказывается про сотворение мира и изгнание из рая? Там, кажется, еще было про Ноев ковчег и бой Давида с Голиафом? Что мы действительно знаем об этой важнейшей для мировой культуры книге? Ответить на все эти (не)стыдные вопросы попыталась в новой постановке мастер экспериментального театра, лауреат «Золотой маски» Полина Кардымон. Чтобы помочь зрителю не потеряться в лабиринте архаичного языка, артисты существуют не только внутри своего образа, но и порой выходят из него и становятся комментаторами древних книг, рассуждая о них с позиции современного человека.
Имидж к спектаклю «Песнь любви. Песнь скорби». Предоставлен пресс-службой театра «Шалом»
Где:
Театр «Среда 21»
«Володя»
Ближайшие показы:
12 и 20 ноября
Продолжительность:
1 час 15 минут без антракта
Режиссер
Екатерина Половцева
Московский независимый камерный театр «Среда 21» открыл новый сезон 10 сентября премьерой спектакля Екатерины Половцевой «Володя» по одноименному рассказу Чехова. Его герой страдает от несоответствия грубой действительности тем светлым и чистым идеалам, о которых пишут в романах. Вместо любви — пошлые интрижки, вместо служения обществу — пустая болтовня и праздность. Володю раздражает и молодящаяся мать-приживалка, и легкомысленная 30-летняя кузина, которая смеется над его чувствами, и прежде всего он сам — некрасивый, небогатый и не слишком умный гимназист-второгодник. И это чувство стыда и отвращения к жизни настолько мучительно, что проще расстаться с ней навсегда. Или нет? По словам режиссера, это спектакль о вступлении подростка во взрослый мир и неспособности выдержать его и в нем удержаться, о тотальном непонимании и потере доверительной связи с матерью, о первом неудачном опыте любви, об образе отца как символе опоры и защиты. «Этот спектакль — возможность посмотреть на тяжелую тему подростковых самоубийств и подумать, что можно сделать, чтобы предотвратить трагедию. Как родителю помочь ребенку, где найти силы для этого».
Промо к спектаклю «Володя». Фото: пресс-служба театра «Среда 21»
Где:
Театр имени Пушкина
«Мышеловка»
Ближайшие показы:
3 ноября и 1, 21 декабря
Продолжительность:
2 часа 30 минут с одним антрактом
Режиссер
Надежда Аракчеева
Первой премьерой юбилейного, 75-го сезона должны были стать «Маленькие трагедии» Пушкина в постановке Филиппа Гуревича, однако показы сдвинулись, и точные даты пока неизвестны. А потому всем любителям детективов предлагаем увидеть обновленную версию уже полюбившегося зрителям спектакля «Мышеловка» по одноименной пьесе Агаты Кристи. По классике жанра жертвы здесь легко становятся обвиняемыми, а обвинители — жертвами. В спектакле много иронии и тонких психологических деталей, за которыми страшно интересно следить.
Спектакль «Мышеловка». Фото: пресс-служба Театра имени Пушкина
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7