Поиск

Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства?

Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства?

Текст: Тина Маслакова

T

Шанхай в последние годы демонстрирует амбиции стать новым центром притяжения любителей современного искусства — и подвинуть с пьедестала Нью-Йорк, Лондон и Гонконг.

В начале ноября в городе прошла ярмарка West Bund Art and Design Fair, а также множество мероприятий, приуроченных к ее открытию. Вест Бунд — это отрезок набережной в западной части Шанхая, где всего 5 лет назад не было ни малейших признаков теперешнего огромного музейного комплекса — раньше здесь находилась промышленная зона. Сейчас тут четыре крупных музея: первым открылся Long — крупнейший частный музей Китая, владение супружеской пары коллекционеров и меценатов Ван Вэй и Лю Итень. Его главный конкурент — Yuz, основанный китайско-индонезийским коллекционером Буди Тек, который страдает тяжелой формой рака и активно развивает свое собрание (недавно музей объявил о сотрудничестве с калифорнийским LACMA). К этим двум гигантам в 2019 году добавились арт-пространство Tank — это также частный музей известного китайского мецената Цяо Чжибина, и, наконец, филиал парижского Помпиду. В этом районе также расположено множество коммерческих галерей, в том числе первая галерея в истории города ShanghArt, а также выставочный комплекс, где в начале ноября проходила ярмарка West Bund.


Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства? (фото 1)

Залы West Bund

Масштабное строительство не новость для Китая, но то, с какой скоростью развивается локальная сцена искусства, удивляет даже профессионалов. «Я уже 10 лет работаю с Китаем, начав с Гонконга, — рассказывает лондонская галеристка Пилар Корреас, — Выйти на китайский рынок сейчас, когда конкуренция так обострилась, было бы намного сложнее». Ее галерея в центре Лондона уже 10 лет показывает избалованной публике именитых художников уровня Филиппа Парено и славится своей инклюзивностью: больше половины художников галереи — женщины, что большая редкость даже сегодня. Галеристка давно примеривается к шанхайской художественной сцене: до 2017 года она активно сотрудничала с местным арт-дилером Лео Сю, а после того, как он закрыл свою галерею, взяла под крыло некоторых его подопечных.

С ней соглашается бывший директор галереи James Cohan Gallery Артур Солвэй: два года назад их шанхайское отделение было закрыто, дилер решил сфокусироваться на родном американском рынке, решив, что игра не стоит свеч. По его словам, иметь дело с китайскими властями, цензурой и растущим соперничеством между дилерами выгодно только при очень хороших продажах — их галерея просто не справилась.

Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства? (фото 2)
Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства? (фото 3)
Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства? (фото 4)

West Bund Art Center

Конкуренция в Китае действительно растет невероятными темпами: помимо филиала Помпиду, в Шанхай пришел ряд международных галерей, среди которых — основанный 50 лет назад лондонский гигант Lisson Gallery. В Великобритании эта галерея представляет китайского художника Ай Вэйвэя, который стал известен на Западе за пределами арт-сообщества после заключения под стражу в Китае в 2009 году. Тогда он был освобожден по требованию мировой общественности, и с тех пор живет в Европе, открыто высказывая свою позицию по многим политическим вопросам, в частности по ситуации с протестами в Гонконге. Несмотря на это, весной Lisson открылась в историческом особняке в центре Шанхая, сделав акцент на западных художниках и больших именах: с 30 октября там показывают Аниша Капура — одного из самых известных и дорогих британских художников индийского происхождения. Его же работу галерея представила во время ярмарки — посетители могли увидеть узнаваемую скульптуру в форме окружности с зеркальной поверхностью, искажающей отражение, и покрытой темно-красным пигментом. Она стояла прямо на входе в главный павильон.


Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства? (фото 5)

Работа Аниша Капура — справа, Lisson Gallery

Впервые West Bund состоялась 6 лет назад; тогда это было бутиковое и очень селективное мероприятие, которое теперь разрослось до крупнейшей арт-ярмарки в мире. По заверениям организаторов, общая прибыль дилеров в этом году приблизилась к показателям Fieze в Лондоне и Fiac в Париже. В момент, когда Китаю необходимо показать, что, несмотря на торговые войны с Америкой и протесты в Гонконге, экономика процветает, на ярмарку легла ответственность «не ударить в грязь лицом». Главный организатор и идейный вдохновитель мероприятия — художник Чжоу Тхехай, первопроходец этого формата в Китае. Первую ярмарку он пробовал организовать в Китае еще в 2007-м. «В этом году у нас участвуют 28 новых галерей, а всего их количество приближается к 100, — рассказывает он, — но дальше расширяться мы не будем. Мы внимательно слушаем пожелания местных коллекционеров и рекомендации уже существующих участников при отборе, чтобы способствовать продажам, но не превращать пространство в переполненный „рынок“».



Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства? (фото 6)

Художник Чжоу Тхехай (второй справа), дилер Хань Фэн (первая справа)

Тхехай стал известен в 1990-х как концептуальный художник, иронично изображающий исторических личностей и остроумно высказывающийся на тему рынка искусства. Он стоял у истоков мира современного искусства Шанхая, который определяла небольшая группа художников и друзей вокруг галереи ShanghArt. Говорят, что он настоящий ментор для своих подопечных, что выражается и в его художественной практике, и в работе над West Bund Art & Design Fair. Тот факт, что ярмаркой заведует художник, также объясняет количество специальных проектов и интересных стендов в ее пространстве,начиная от полноценной выставки Энди Уорхола и Мишеля Баския в главном павильоне, заканчивая нестандартными идеями галерей-участниц. Например, бар сакэ — это работа Untitled 2019 (The Form of the Flower Is Unknown to the Seed) художника Риркрита Тираванийи. Галерея Timothy Taylor привезла работу художника Эдди Мартинеса, у которого одновременно с ярмаркой открылась выставка в музее Yuz по соседству. Мартинес известен своей экспрессивной манерой работы с цветом и линиями в живописи и скульптуре — на ярмарке была представлена именно скульптура: абстракция в очень узнаваемом стиле художника. За работой Мартинеса выстроилась очередь из коллекционеров, которые в кулуарах жаловались на растущую конкуренцию даже между миллионерами.


Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства? (фото 7)

Работы художника Эдди Мартинеза, галерея Timothy Taylor

Большое внимание привлекло открытие филиала музея Помпиду, которое ознаменовало начало пятилетнего сотрудничества между французами и West Bund Art Museum (отделение открыто всего на 5 лет — так же сделал Лувр со своим проектом в Абу-Даби). По такому случаю в Шанхай приехал президент Франции Эмманюэль Макрон, во вступительной речи заявивший о радужных перспективах сотрудничества двух институций. Несмотря на короткий срок, музей привез в Китай знаковые работы художников ХХ века: Пикассо, Кандинского, Дюшана. Французы пообещали устраивать три выставки в год вместе с местными кураторами и художниками, и несмотря на некоторые сложности в диалоге (пять работ были исключены из экспозиции по требованию властей), позитивно отзывались об атмосфере города.

По всему Шанхаю проходили отдельные проекты в рамках Недели искусства: например, российский художник Покрас Лампас расписал крышу одного из зданий на улице Цзянсу в своем узнаваемом стиле (его поддержала галерея Opera, которая представляет Покраса по всему миру). Было выбрано оптимальное здание: не слишком высокое, чтобы его было видно с соседних небоскребов, с открытым выходом на крышу, чтобы зрители могли не просто увидеть работу а фотографиях, но и стать частью арт-объекта. Покрас говорит, что вдохновлялся молодым поколением в Китае и в мире, поэтому основная надпись — «Create What You Believe» — дополнена китайскими иероглифами 未来 («будущее»). «Это мультикультурное заявление, — сказал художник, —которое отражает ценности нашего поколения, отличные от предыдущих. Опыт работы с иероглифами для меня новый: необходимо было консультироваться со специалистами из Китая, чтобы понять, можно ли использовать такое формообразование. Было непросто, но я планирую продолжать работать с иероглификой — это лаконичные и глубокие по смыслу символы»

Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства? (фото 8)
Китайский музей Помпиду и ярмарка West Bund: Шанхай — новый форпост современного искусства? (фото 9)

Роспись Покрас Лампас, Фото: Денис Бычковский

Кроме Покраса Лампаса, других российских художников или галерей в Шанхае заметно не было. А зря: Китай представляется хорошей альтернативой для выхода России на международный арт-рынок, особенно учитывая сотрудничество китайцев с россиянами в других сферах.


Покрас Лампас, Фото: Денис Бычковский

false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":65,"columns_n":12,"gutter":20,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7