Зачем сжигать произведения искусства: как и почему отмечают Масленицу в Никола-Ленивце
25 февраля, в Масленицу, в Никола-Ленивце вновь сожгут арт-объект под названием «Четвертая стена», построенный из сена, старых веток и предметов быта. Тема Масленицы — «Просвет» — символ надежды, которого нам часто не хватает в темные времена. В преддверии Масленицы мы поговорили с основателем арт-парка художником Николаем Полисским и его сыном, арт-директором парка Иваном — о масленичных традициях и о том, зачем сжигать произведения искусства.
КАК ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ ПРАЗДНОВАТЬ МАСЛЕНИЦУ В НИКОЛА-ЛЕНИВЦЕ?
Николай Полисский, художник
Ответ довольно простой. К определенному времени у меня накопилось много старых объектов, а с помощью огня их можно было легко утилизировать. Самым первым объектом, который мы сожгли, была башня из сена. Затем в 2004 году мы провели первое официальное гуляние со сжиганием 21-метровой «Медиабашни». Тогда к нам уже приехали гости и телевидение. Почему для сжигания была выбрана именно Масленица? Так нам разрешил парк. Погодные условия позволяли провести мероприятие наиболее безопасно, чтобы ничего вокруг не загорелось.
Все сложилось очень удачно. Нам удалось сразу понравиться местным жителям, которые сами отмечали здесь Масленицу и готовили блины. Благодаря нам в парк стало приезжать еще больше гостей. И стоит отметить, что проект живет сам по себе, без поддержки спонсоров или государства и одновременно помогает местным людям подзаработать.
ЭСКИЗЫ
ЗАЧЕМ СЖИГАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА И СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЖИГАЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ ТАКОВЫМИ? НЕ ЖАЛКО?
Николай Полисский
Конечно, жалко. Ведь отчасти это должно восприниматься как принесение некой жертвы. Приходится жертвовать чем-то старым. Также сжигание имеет практический характер. Многие инсталляции были действительно старыми и ветхими, рядом с ними было опасно находиться. Кроме того, при помощи огня сжигаемый объект не просто исчезает, а уходит в прошлое. Сам принцип сжигания выступает своеобразным актом искусства.
Иван Полисский, управляющий партнер арт-парка
Это важная для нашего парка концепция. Мир, в котором память хранится цифровым образом, больше не нуждается в новых бетонных и металлических памятниках и скульптурах. Объект возникает и исчезает. Его появление — событие. Его исчезновение — событие не меньшего масштаба. В этом зашита и «новая скромность» как развитие новой искренности, и пластичность пространства: не стоит создавать вечность, в мире где все возникает так быстро, а для сохранения памяти есть интернет.
КАЖДАЯ МАСЛЕНИЦА ПРОХОДИТ ПОД ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМОЙ. КТО ОБЫЧНО ВЫБИРАЕТ ЭТУ ТЕМУ?
Николай Полисский
Иногда мы выбираем тему путем голосования, но в этом году выбирали сами. Для Масленицы я стараюсь находить объекты, которые еще не видел, как горят. Для меня огненная скульптура должна быть запоминающейся. В этом году произведение названо «Четвертая стена» — это уже выбирал сам автор.
Иван Полисский
Придумывая тему фестиваля, мы отталкиваемся от арт-объекта, который собираемся сжигать. Просвет — это наша надежда в тяжелые времена, а еще буквально мы надеемся увидеть просвет во время акта сожжения. Автором арт-объекта выступила студия Noyd.
ЧТО ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ «ЧЕТВЕРТОЙ СТЕНОЙ», КОТОРУЮ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ СЖЕЧЬ?
Николай Полисский
На Масленицу традиционно сжигаешь то, что хочешь оставить в прошлом, и ожидаешь чего-то совсем нового. И желательно, чтобы этот огонь освободил тебя от всего плохого и дал надежду на будущее. Огонь приближает нас к весне, теплу и новой жизни. А еще проект возвращает меня в детство, к давно знакомым традициям.
Иван Полисский
Четвертая стена — это театральная метафора барьера между зрителем и артистами, искусством, которое представлено на сцене. Мы устроили маленькую акцию, собираем ответы наших посетителей о том, что мешает их собственному счастью. Если говорить обо мне, о нашей команде, занимающейся культурными проектами, то, конечно, для нас самое важное — это то, чтобы все, что мы делали, находило отражение в сердцах людей. На данный момент мы занимаемся несколькими культурными проектами в России, но многие города пока с трудом могут найти профессиональные команды, бюджеты, да и большую аудиторию. Поменьше бы таких «четвертых стен», побольше ярких философских высказываний в форме самого разного искусства. Людям очень нужны впечатления и художественные образы.
Мы часто разъясняем, что мы не сжигаем произведение. Мы сжигаем заготовку, которая во время горения превращается в огненную скульптуру. Искусство возникает вместе с огнем и исчезает с затуханием углей.
КАКИЕ МАСЛЕНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ СУЩЕСТВУЮТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?
Николай Полисский
В первую очередь я не только художник, но и обыкновенный человек. В Масленицу мы, как и все, печем блины. Как сказал Лев Николаевич Толстой, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Я бы не добавлял здесь ничего нового. Счастье — это нечто довольно простое и одновременно сложно достижимое. Можно оригинальничать в искусстве, но не путать искусство с жизнью. В обычной жизни все должно быть тихо, мирно.
ЧТО ОЖИДАТЬ ПОСЕТИТЕЛЯМ МАСЛЕНИЦЫ В ЭТОМ ГОДУ?
Николай Полисский
Ожидаем хорошую погоду, вкусные блины и незабываемых впечатлений. Ребята, которые сейчас строят объект, стараются, чтобы все прошло прекрасно. А еще будет много сюрпризов! Например, зрителей ждет перформанс от режиссера Юрия Квятковского и драматурга Михаила Дегтерева. Впервые в этом году за сожжением можно будет наблюдать онлайн — запись на прямую трансляцию доступна на сайте парка.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7