Художник Адиль Аубекеров — о непосредственности в творчестве, сравнении с Баския и картинах для Влада Лисовца
В своей живописи и видеоарте молодой художник Адиль Аубекеров переосмысляет прошлое, обращается к старинным мифам и легендам, проблемы насущные его занимают меньше. В его творчестве реальное сочетается с фантастическим, а детская непосредственность — с глубокими переживаниями конечности человеческого существования.
BURO. узнало у Адиля, где он ищет вдохновение, как относится к сравнению с великим Жан-Мишелем Баския, а также как привлечь внимание Влада Лисовца к своему искусству. Кроме того, специально для нас — и, конечно же, для вас — художник нарисовал заставки на смартфон и компьютер.
Из серии ФЛОРА И ФАУНА, 2019
О том, как все началось
Рисовал я с детства и после окончания школы пошел постигать азы рисунка и архитектурного ремесла, но на третьем курсе понял, что мне близко именно изобразительное искусство, то есть чисто креативные штуки. Я бросил вуз и пошел в армию на год. Там я тоже мог рисовать, работать и развиваться. После армии я окончательно решил, что хочу заниматься творчеством и неважно, принесет мне это какую-то финансовую независимость или нет — мне было необходимо поведать миру что-то через свое искусство. Вот уже 10 лет я этим и занимаюсь.
Сейчас живу на три города — в Москве, Петербурге и родной Астрахани. В больших городах я набираюсь энергии, вдохновляюсь, а в Астрахани работаю, выплескиваю на холст все свои эмоции — именно в уединенных пространствах все детали собираются воедино.
О смыслах в своем искусстве
Мое творчество — как фэнтези фильмы: вся сила в воображении. Я верю, что развитие человечества в равной степени зависит от реального, физического мира и от фантастического. Мое искусство в практическом смысле бесполезно, но оно способно мотивировать людей, дает им возможность раскрыть в себе фантазии, иллюзорный мир. Последние мои проекты — большая живопись и графика, в которых кипит жизнь и переплетаются флора и фауна. В мегаполисах этого очень не хватает, отсутствует тонкая связь с природой. Я рад быть связующим звеном между человеком, городом и природой.
Мне симпатичны самоирония и абсурд, поэтому я так много дурачусь на видео и не стесняюсь показаться смешным. Своими выходками я хочу дать понять зрителю, что не стоит бояться выходить из зоны комфорта — подурачится иногда тоже бывает полезным. Я хочу, чтобы люди чувствовали себя более раскрепощенно и не боялись быть непонятыми. Не страшно, если мое творчество кто-то не воспримет всерьез. В первую очередь я занимаюсь этим для себя. Моя аудитория не очень большая, но она думает и действует. Это люди, для которых главное — не изменить мир, а в первую очередь изменить себя и свои внутренние привычки, чтобы мир вокруг сам постепенно трансформировался. Мне интересно взаимодействовать с такими люди и обмениваться с ними энергией.
Мне кажется, творчество не подразумевает деления, тем более визуальное искусство — оно настолько многогранно, неисчерпаемо. Помимо графики и живописи я создаю видеоарт, недавно начал пробовать себя в скульптуре. Видео для меня как хобби, которое позволяет отвлечься от холстов. Я не шел к этому осознанно — просто в один момент захотелось начать снимать эстетичные видео, чтобы они отражали мое искусство, но в более емкой и живой форме. Графика в моем случае — чистая импровизация, выражение абсолютного бессознательного.
Из серии ФЛОРА И ФАУНА, 2019
О вдохновении
Многие музеи, галереи и художники активно ведут свои соцсети, и черпать огромное количество полезной информации и вдохновения можно прямо из гаджета. Сейчас невероятное время возможностей. Дело лишь в том, как ты это время используешь, как дозируешь те или иные ресурсы.
Я комбинирую, создаю, думаю о том, как это впишется в контекст современного мира, почему это может быть актуально. Размышляю над тем, чего не хватает сегодня обществу, и воплощаю свои идеи в виде вдохновляющих маячков. Так я даю возможность зрителю по-новому взглянуть на образы из древнего мира. Египет, Греция, эпоха шумеров, забытые ремесла — эти культурные сокровища воздействуют на меня гораздо сильнее, чем конкретные художники.
Меня вдохновляет течение времени. Я наблюдаю за тем, что происходит в больших городах и в природе. У нас в стране огромное количество заброшенных деревень, эта тема для меня тоже важна. Я пропускаю все это через себя и переосмысливаю современность с точки зрения масштаба в тысячу лет. Также меня вдохновляют различные мифы и легенды. Я хочу передать эти древние артефакты в современной интерпретации, такими, какими их вижу именно я. Мои инструменты — это и мое воображение, и реальность, в которой я живу. Я стараюсь дать возможность себе и зрителю погрузиться в это и по-другому взглянуть на пространство вокруг.
О схожести с Жан-Мишелем Баския
Он интересный персонаж, в его искусстве много этнических элементов, при этом оно гармонично переплеталось со своим временем. Я не против, если меня сравнивают с Баския, это классно. Я отдаю себе отчет в том, что мой стиль не взялся из ниоткуда, что на него повлияли разные источники, прежде чем он сложился в нечто целостное. Я за то, чтобы заимствовать, — и я за то, чтобы заимствовали у меня, потому что это стимул не расслабляться и развиваться. И у меня нет страха, что кто-то меня переплюнет.
О картинах для Влада Лисовца
Я как-то написал Владу, что у меня есть картины, которые его могут заинтересовать. Они ему очень понравились, и он попросил нарисовать серию работ исключительно для него. Если я вижу людей, с которыми у меня общий взгляд на прекрасное, то обязательно отправляю им свои работы, потому что, возможно, они им по-настоящему нужны, они могут стать для них источником сильного вдохновения. Наверное, моя открытость и позволяет мне взаимодействовать с интересными людьми.
Заставки на смартфон и компьютер от Адиля Аубекерова
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7