Центральный телеграф в Москве отреставрирует архитектор Дэвид Чипперфильд. Почему он?
Британское архитектурное бюро David Chipperfield Architects разработает концепцию для реновации здания Центрального телеграфа в самом центре Москвы. Об этом сообщила компания Vos’hod, которая станет девелопером проекта. Работы начнутся в конце 2021 года и продлятся до 2024-го. Чипперфильд и московский КБ «Стрелка» обещают превратить старый телеграф в живое общественное пространство с офисами и торговой галереей.
BURO. рассказывает, кто такой Дэвид Чипперфильд и почему именно встал во главе новой большой реновации в Москве.
«Рыцарь модернизма» и напарник Нормана Фостера
Дэвида Чипперфильда называют «рыцарем модернизма». У него действительно есть рыцарский титул за заслуги в архитектуре и ряд других наград. Родился Чипперфильд в Лондоне в 1953 году. В 1977 году окончил школу Архитектурной ассоциации, а с 1978 по 1984 год работал под руководством архитекторов Дугласа Стивена, Ричарда Роджерса и Нормана Фостера. В 1985 году Чипперфильд открыл собственное бюро David Chipperfield Architects.
Сейчас в портфолио Чипперфильда и его команды уже более 100 проектов: жилые и коммерческие здания, культурные и образовательные объекты, частные и государственные проекты. Например, Нобелевский центр в Стокгольме, универмаг Selfridges в Лондоне, инсталляция в Новой национальной галерее в Берлине.
Деликатный подход к истории
Последние двадцать лет Чипперфильд резко критикует систему строительства и реновации в Великобритании за вмешательство политики и экономики в разработку внешнего облика британских построек. «На культурный сектор и архитектуру как важную его составляющую не должны давить ни экономика, ни политика», — считает он. Также Чипперфильд не верит, что на архитектуру как на статичное искусство, может повлиять глобализация. Он убежден, что внешний облик и концепция построек во многом зависят от особенностей конкретного региона и его культуры. Также, по мнению мастера, архитектура способна долгое время оставаться в прежнем виде, не поддаваясь веяниям времени и моды.
«Изучайте архитектуру в объеме, путешествуйте, старайтесь посмотреть как можно больше реальных объектов. Ловите ощущения внутри здания и рядом с ним. Смотреть на плоскую картинку или экран — слишком поверхностно», — призывает Чипперфильд.
В проектах бюро David Chipperfield Architects воплощаются идеи его основателя, в том числе мысль о важности деликатного подхода к историческим зданиям. Эта философия и привлекла девелопера Vos’hod при выборе архитектурного агентства для реновации Центрального телеграфа.
Здание Центрального телеграфа было построено в 1927 году по проекту архитектора Ивана Рерберга и помимо телеграфа вмещало в себя радиоузел, районное почтовое отделение, зал собраний, Народный комиссариат связи, а также библиотеку для просвещения трудящихся. На момент открытия здание площадью 54 тысячи кв. м. занимало целый квартал города и имело необычный для того времени фасад с большими окнами, железобетонным каркасом и пневматической почтой. Но с развитием технологий телеграф утратил свою прежнюю роль и требовал все меньше пространства, поэтому в здании расположились офисы, кафе и коворкинг. Проект по реновации телеграфа призван восстановить историческую значимость здания и вдохнуть в него новую жизнь.
Лучшие проекты Дэвида Чипперфильда
Новый музей в Берлине
Одним из самых значимых проектов стала реновация здания Нового музея в Берлине, который признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенное в 1855 году и частично разрушенное после Второй мировой войны здание музея начали восстанавливать при участии Чипперфильда в 1986 году. Открытие музея после реставрации состоялось только в 2009 году.
Галерея Джеймса Симона на Музейном острове в Берлине
Большая часть галереи находится под землей и представляет собой проход в музеи на острове, внутри которого также расположены билетные кассы, гардеробы, магазины и кафе. Подземная галерея выполнена в кубическом стиле из стекла и стали. Она открылась в 2019 году после проведения сложных инженерно-геологических работ, но еще в 2007-м получила в свой адрес много критики, в том числе от немецкой прессы, которая тогда сравнила проект галереи с «общественным туалетом».
Архитектурный имидж Valentino
Да, проектирование зданий бутиков бренда, в том числе флагманского бутика на Олд-бонд-стрит в Лондоне — работа Чипперфильда. Для двухэтажного магазина он выбрал стиль «сдержанной роскоши», а вот бутик Valentino в Милане, также сконструированный под руководством британского архитектора, имеет больше разнообразия в плане фактур и материалов.
Нобелевский центр в Стокгольме
В этих стенах проходит ежегодная церемония награждения лучших ученых мира. Особенностью нового здания стали панорамные окна, открывающие вид на парк обновленного комплекса, а также полупрозрачные стены, которые пропускают внутренний свет и таким образом освещают улицу.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7