К 130-летию Константина Мельникова — архитектора-авангардиста и проповедника сна
Самый харизматичный авангардист, автор клубов и гаражей, построивший себе частный дом в самом центре Москвы в разгар борьбы с частной собственностью, Мельников отмечает день рождения 22 июля по старому стилю и 3 августа по новому. BURO. вкратце напоминает, в чем величие архитектора, и предлагает несколько идей, как его поздравить.
Москва — главный город авангардиста Константина Мельникова. Здесь он вырос и воплотил большинство проектов. Архитектор родился близ Петровской (ныне Тимирязевской) академии, в семье строительного служащего и крестьянки. Они жили в бараке, прозванном в народе Соломенной сторожкой. Мельников рано проявил талант к рисованию, 12 лет проучился в престижном Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а сразу после диплома попал к ведущим архитекторам своего времени — в мастерскую Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. Это случилось в 1918 году, когда страна особенно нуждалась в новых формах, новом языке, да и вообще — в новой жизни. И у Мельникова было что ответить на этот запрос.
Дебютом архитектора стала «Махорка» — павильон на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года. Получилось настолько смело, что поначалу даже не хотели строить. Но Щусев всех уговорил: проекту дали ход, и потом «Махорка» еще несколько лет простояла на территории будущего парка Горького. Это ли не лучшее признание для временной архитектуры и ее молодого автора?
«Махорка»
1923
Москва, Якиманка,
Нескучный сад
павильон на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке
Из архива дома-музея
К.С. Мельникова
Шесть лет спустя Мельников ненадолго стал главным архитектором парка и разработал планировку, по которой до сих пор проложены аллеи в партерной части.
Мельникова часто называют конструктивистом, но сам архитектор не причислял себя ни к одному из авангардных течений. Во ВХУТЕМАСе он вместе с Ильей Голосовым возглавлял мастерскую «экспериментальной архитектуры» — и с тех пор лучшего определения для мельниковского стиля так и не появилось.
Он придумывал все, что касалось молодого советского строя: клубы для рабочих, гаражи, дома-коммуны и даже первый саркофаг для мавзолея Ленина. Увы, длилось это недолго: в 1930-е Мельникова обвинили в формализме и фактически изгнали из профессии. К тому моменту он успел реализовать более двух десятков проектов. На бумаге осталось около семидесяти.
проект Парка Горького
1929
Москва,
ул. Крымский Вал, 9
Планировка первой части парка
Пять сохранившихся проектов Мельникова в Москве
Бахметьевский гараж
1926–1927
Тогда — гараж для автобусов английской фирмы Leyland, сейчас — Еврейский музей и центр толерантности. Справа на фото стоит сам Мельников в объективе Александра Родченко
Москва, улица Образцова 11, стр.1, лит. А
Фото: Александра Родченко
У него есть переклички с Бахметьевским гаражом: над обоими зданиями Мельников работал в паре с Шуховым, и в на
ше время его тоже решили превратить в музейное пространство. Сюда с Рогожского вала перевезут экспозицию музея «Московский транспорт»
Гараж-подкова на Новорязанской улице
1926–1929
Фото: @Melnikov_museum
Москва, улица Новорязанская, 27
Дворец культуры Дулевского фарфорового завода
1928–1930
Единственный подмосковный клуб Мельникова. Архитектор любил давать своим проектам емкие и поэтичные описания
и про это здание говорил: «Щупальца в прекрасный бор»
Ликино-Дулёво,
улица Ленина, 1
Фото: Александра Родченко
Клуб завода «Каучук»
1927–1929
Мельников прекрасно знал историю искусств и не стеснялся использовать исторические приемы. Наружные полукруглые лесенки — явный реверанс в сторону архитектуры барокко.
Москва,
улица Плющиха, 64/6 стр. 1
Сейчас внутри «здания-рупора» находится театр Романа Виктюка..
Дом культуры имени Русакова
1927–1929
Москва, улица
Стромынка, 6
Саркофаг для тела
Ленина
Первые стекла для саркофага изготовили по ошибочным параметрам, а найти новые уже не успевали. Мельников вспоминал: «... Пришлось искать замену им в ресторане „Яр“, используя в нем его огромные зеркала». Саркофаг простоял в мавзолее до Великой отечественной войны, затем его заменили.
1924
Москва,
Красная Площадь
Также по проектам Мельникова созданы клуб фабрики «Свобода» на Вятской, клуб Завода им. Фрунзе на Бережковской набережной и фасады двух гаражей: «Госплана» на Авиамоторной и «Интуриста» на Сущевском Валу.
Что еще могло появиться в Москве благодаря Мельникову (но не появилось)
Стоянка для дирижаблей на Арбатской площади
1931
«Архитектурный фонтан» в парке Горького
1929
Детский кинотеатр
на Арбате
1967
Спать как Мельников
Для Мельникова сон — главный источник здоровья, более важный, чем еда и воздух. Работая над курортом-утопией «Зеленый город», он вывел формулу идеального сна и заложил ее в проект «СОНная СОНата». Проект включал 12 корпусов «Лаборатории сна», где 4 000 человек спали в особых комнатах. Там звучали записи грозы и моря, менялась температура, а кровати наклонялись под специальным углом.
Константин Мельников.
«Город рационализиро-
ванного отдыха»
1930
«Торжествующему СНУ я проектирую Дворцы-палаты из пяти видов воздействия через: ФИЗИКУ — давления и влажности воздуха, водяных потоков с массажем до чесания пяток; ТЕРМИческих палат — от жары русских каменок до ледяных морозов; ХИМИЮ — ароматы лесных массивов, лугов, душистого сена, весны, осени; МЕХАНИКУ — с ложами в движениях кручения, дергания, качания, опрокидывания; ПСИХИКУ — шум листьев, морского прибоя, грозы, соловьи, чтение, музыку... »
По мотивам манифеста архитектора мы попытались собрать несколько композиций, которые могли бы звучать в «СОНной СОНате».
Спальню своего знаменитого дома архитектор окрасил в цвет охры — он считал, что это помогает видеть «золотые сны».
Откуда взялись шестиугольные окна?
Основная особенность главного шедевра Мельникова — его собственного дома в Кривоарбатском переулке (да и вообще любой его архитектуры) — он куда сложнее, чем кажется. Ромбовидные окна появились благодаря уникальной системе кирпичной кладки. Стены здания состоят не из сплошного массива кирпича — на самом деле это сетчатая структура с 128 шестиугольными ячейками, часть которых заложена строительным мусором и оштукатурена. Архитектор придумал этот ход, чтобы разгрузить каркас и уменьшить расход материалов, а часть ячеек сделал остекленными.
Дом Мельникова
1927—1929
Москва, Кривоарбатский переулок, 10
Архитектор Константин Мельников. Фото: Виктор Ахломов.
Москва. 1966
Один из проемов выполнял роль холодильника
Процесс стройки
Мельников и Корбюзье
Между двумя мэтрами протянулась целая череда сопоставлений. Недавно их самые известные жилые здания — дом в Кривоарбатском переулке и Вилла Савой — впервые в истории русской архитектуры стали памятниками-побратимами.
Вилла Савой
1929—1930
Франция, 82 Rue de Villiers, 78300 Poissy
И тому и другому ставили препоны: Мельникову в Париже выделили очень неудобный участок, а объект Корбюзье даже пытались огородить забором, чтобы не портить общую панораму. Тем не менее павильон СССР имел огромный успех и превратился в манифест конструктивизма на мировой арене. Корбюзье назвал это сооружение единственным достойным внимания на выставке — надо думать, кроме своего собственного.
Сам Мельников относился к Корбю критично и даже подозревал швейцарца в заимствовании его собственных идей:
ДОМ МЕЛЬНИКОВА
1927—1929
Москва, Кривоарбатский переулок, 10
ФОТО: Юрий ПАЛЬМИН
Мельников и Ле Корбюзье познакомились в Париже во время Всемирной выставки 1925 года. Их павильоны смотрелись белыми воронами на фоне остальных — тогда никто ничего подобного не строил. Набирал популярность стиль ар-деко, и остальные страны вовсю упражнялись в украшательстве:
«...Но немножко не хватает у него характерности в работах. Немножко общие места. И потом, вот все говорят: капелла Роншан, капелла Роншан... Там разбросаны мелкие окошки. Конечно, он бывал в России, видел церкви. Но и не без влияния, может быть, моего дома. Он очень восприимчив к идеям других».
«Итальянский павильон походил на разбогатевшего лавочника. Это было традицией многих французских выставок, и часто павильон официально назывался „Дворец искусств“, „Дворец электричества“. Мы — советские люди — ненавидели все, что напоминало в архитектуре дворец».
Воспоминания Мельникова из книги «Константин Мельников». Селим Хан-Магомедов
Цитата Мельникова из статьи Владимира Щербина
Павильон «L’Esprit Nouveau» («Новый дух»)
Павильон СССР
1925
1925
Франция,
Париж
Франция,
Париж
Проектирование: Мельников
Проектирование: Ле Корбюзье
Улица Мельникова —
в его воображении и в Москве
В конце жизни Мельников создал ряд архитектурных фантазий под общим названием «Улица Мельникова». Это эскизы, в которых объединены многие из его нереализованных проектов: кинетический памятник Колумбу в Санто-Доминго, гараж над Сеной в Париже, фонтан в парке Горького.
А настоящая улица архитектора Мельникова появилась четыре года назад на территории жилого комплекса «ЗИЛАрт» в Москве. По странному стечению обстоятельств в этом самом месте архитектор когда-то проходил преддипломную практику — он работал над фасадами первого в России автомобильного завода АМО, затем ставшего ЗИЛом. От ансамбля тех лет осталась единственная постройка, которую сейчас занимает Музей хоккея.
Как отпраздновать день рождения Мельникова
записаться на экскурсию по дому (ближайшая запись начнется 3 августа);
сходить на спектакль в Дом культуры имени Русакова;
зайти в книжную лавку при Доме Мельникова и приобрести книгу об архитекторе;
купить архитектурное колье, созданное по мотивам шестиугольных окон;
посмотреть выпуск «Москвы Владимира Раевского» о Мельникове;
обойти все гаражи Мельникова; в Москве их четыре: гараж Интуриста на Третьем транспортном кольце, Бахметьевский на Новосущевской улице, гараж для грузовых авто на Новорязанской улице и гараж Госплана в 15 минутах ходьбы от метро «Авиамоторная». Посмотреть их за один день проще простого: все здания связаны трамвайным маршрутом № 50.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7