Константинов, Урбан и МишМаш: гид по новому арт-маршруту в Парке Малевича
Летом по максимуму хочется проводить время на улице, и если работать вне стен мы привыкли — целые офисы фрилансеров на верандах тому подтверждение, — то смотреть искусство, кажется, пока нет. Рассказываем о новом экспозиционном маршруте в подмосковном парке Малевича, где появилось целых девять арт-объектов, созданных Аллой Урбан, Александром Константиновым и творческим дуэтом МишМаш. Рассмотрим самые любопытные из них поближе на импровизированной прогулке с художниками и кураторами.
О ПРОЕКТЕ
Новый кураторский арт-маршрут «Малевич в лесу», реализованный при поддержке Третьяковской галереи, представляет произведения современных российских авторов — Александра Константинова (1953–2019), Аллы Урбан и творческого дуэта МишМаш. Все объекты концептуально объединены — их авторы переосмыслили традиции пейзажных парков эпохи романтизма, уделяя ключевое внимание взаимоотношению природных ландшафтов, традиций садово-паркового искусства и современного паблик-арта. Кураторами выступили Ксения Новохатько и Ирина Горлова.
АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВ «Акведук»
Ирина Горлова
«Искусствовед, сокуратор маршрута «Малевич в лесу»
Что стоит знать об Александре Константинове?
В начале 2000-х Константинов вышел, как он говорил в одном из интервью, «из кабинета гравюр» в пространство города. В то время он создавал монументальные инсталляции из скотча, увеличенные до грандиозных размеров вариации его минималистичных графических композиций на бумаге. После реализации грандиозных «декораций», размещенных на фасаде реконструируемого здания московского ГЦСИ (Государственный центр современного искусства — Прим. BURO.) и Нижегородского «Арсенала» Константинова стали приглашать для создания подобных произведений и другие российские музеи, а затем и страны. В 2008-м году художник впервые заменил скотч на более долговечные материалы, сначала дерево, а затем и металл. В том же году Константинов создал «Дом под липами», реконструкция которого недавно была представлена в ГЭС-2 в рамках проекта «Дом из воздуха и линий», а также «Акведук» — оммаж Джорджо де Кирико. Константинов неоднократно говорил о том, что заимствует формы у любимых художников, среди которых был и один из главных метафизиков ХХ века. На ряде картин Де Кирико мы видим пустынную площадь, обрамленную слева длинным зданием с арочной стеной. Константинов в своем акведуке повторяет пропорции аркады Де Кирико.
Как объект стал частью маршрута?
«Акведук» в качестве одного из экспонатов парка выбрала Ксения Новохатько (сокуратор маршрута «Малевич в лесу» — Прим. BURO.). Так как ландшафт местности в парке Малевича не позволял повторить первоначальный объект в натуральную величину, решено было воспроизвести только фрагмент композиции. Так «Акведук» стал своего рода «руиной», воспоминанием о работе мастера. «Руина» в концепции романтического парка свидетельствует о всепоглощающем времени, о всепобеждающей силе природы, постепенно захватывающей следы цивилизации. Отсылая своими формами к древнеримским акведукам, прозрачная линейная конструкция Александра Константинова как будто впускает в себя природу, с определенной точки зрения «растворяется» в ландшафте, подобно тому, как античные руины, обраставшие деревьями, постепенно становились органичной частью природного окружения.
АЛЛА УРБАН «Хоровод»
Алла Урбан
Художница
Какая идея заложена в инсталляцию «Хоровод»?
Тема восходит к древнерусским традициям и к традициям авангарда, в частности к кубофутуристическому периоду в творчестве Малевича — работам «Женщина с ведрами», «Утро после вьюги». Движущееся по кругу солнце словно ведет разговор с красными «горячими девами», пронизывает лучами кружащиеся конусы, прикасается к их светопрозрачным, бегущим от центра алым обручам, похожим на изображаемые на плакатах 20–30-х годов звуковые волны, исходящие из конических рупоров, — от этого прикосновения рождаются яркие светотеневые, как нарисованные на земле, орнаменты. В какой-то момент солнце ставит разговор на паузу, порой долгую, но потом диалог продолжается. Когда увидела этот эффект во время монтажа, было сложно поверить в его реальность. Утром тени сходятся к центру, образуя полыхающий костер из алых отражений, иногда колышущихся от ветра, а потом расходятся в стороны. В круг включены два дуба и береза — они тоже участвуют в хороводе. И все, кто вошел в круг, могут не просто почувствовать силу этого танца, а закружиться вместе, наполниться радостью, соединиться с силами окружающего леса, природы, шепнуть небу сокровенное и, возможно, услышать ответ.
Цвет объекта имеет значение?
Да, здесь особенную роль играет красный цвет, который и в древнерусских традициях, костюме, искусстве занимал важное место. Он был символом красоты, радости, жизни, и в русском авангарде красный воплощал энергию и движение. В работах Малевича, например, часто используется красный как символ революционности.
МИШМАШ Серия из шести арт-объектов «Субтитры»
Миша Лейкин и Маша Сумнина, творческий дуэт МишМаш
Художники
Расскажите о концепции «Субтитров»: как выбирали способ работы с природным ландшафтом парка?
«Субтитры» не дублируют реальность парка, а создают иллюзии, вымыслы, воспоминания. Это сотворение параллельного пространства. Зритель может почувствовать себя одновременно и в лесу, и внутри несуществующего кино, которое он сам себе вообразит или вспомнит. Деревья, трава, подлесок таким образом становятся фоном, порождающим миры потенциальных сюжетов, которые могли бы развиваться в этом ландшафте.
Почему выбрали именно эти реплики?
Это фразы, которые часто встречаются в субтитрах фильмов. Мы старались подобрать такие, где будут смешаны вероятные и невероятные звуки из тех, что можно услышать в парке. Мы думали: как устроена манипуляция? Как быть внимательным? На какие органы чувств полагаться? Почему мы чему-то верим, а чему-то нет?
Полезный совет:
для посетителей доступен бесплатный аудиогид «Малевич в лесу», в котором маршрут прогулки озвучивает куратор экспозиции Ирина Горлова. Рекомендуем послушать, когда окажетесь в парке.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7