Почему еда стала объектом современного искусства
Искусство есть
Лауреат премии Кандинского 2009 года Евгений Антуфьев провел масштабное художественное исследование феномена русской культуры при помощи разных медиа и создал тотальную инсталляцию «Бессмертие навсегда». Она стала одним из специальных проектов VI Московской биеннале современного искусства и занимает весь третий этаж главного здания Московского музея современного искусства на Петровке. Ее часть — фарфоровые реплики десерта «Павлова» из меню бара «Стрелка», пекарни «Волконский», ресторана «Поехали». С их помощью художник пытается осмыслить овеществление образа великой балерины в современной культуре.
На стенде галереи «Роза Азора» во время недавней выставки Cosmoscow работы Антона Тотибадзе на темы кухни и застолья раскупались так быстро, что новые картины художнику пришлось привезти прямо из мастерской. Там же в цикле «Алфавит» выставлялся сложноустроенный трудоемкий графический лист «Еда» Ивана Языкова, от покупки которого удержало только отсутствие подходящей для него стены в квартире.
Почему искусство стало рефлексировать на темы еды? Понятна традиция натюрморта. Древний грек Зевксис, по преданию, поражал не только людей, но и животных: виноград с его картины клевали птицы. Изображения снеди в традициях голландской живописи соответствовало, с одной стороны, статусу обеспеченного буржуа, с другой, напоминало о тщете и мимолетности всего сущего. Так натюрморт стал не только изображением фруктов, мяса, овощей, рыбы, дичи, но и ретранслятором общественных ценностей, моральных принципов.
Современному искусству мораль неинтересна. Принимая на себя роль общественного психотерапевта, современное искусство пытается добраться до корневых для художника проблем и из области «что я создаю» переходит на территорию исследования «как я создаю» и «как моя работа влияет на людей». Об этом у меня случился подробный разговор с одним из кураторов основного проекта Уральской индустриальной биеннале Ли Чжэньхуа.
Прежде чем стать художником, арт-критиком и куратором, Ли работал поваром, потому легко переносит ценности современного искусства на кулинарию и обратно. Еда и современная культура, по его мнению, рефлексируют на темы эмоций и разделения чувств. Это хорошо видно в работах Риркрита Тиравании. Тайский художник прославился в 1992 году благодаря перформансу в нью-йоркской «Галерее 303». Он установил там кухню с плитой, столом и стульями и готовил для всех желающих тайский карри. Он повторял этот перформанс в разных странах так часто, что превратился в бренд — «счастливый тайский парень, который готовит». Высказывания Тиравании, конечно, не о карри и тайской кухне, а о том, что происходит между людьми. Его объекты не инсталляции, а живые человеческие эмоции, помещенные в музейный контекст. Искусствоведы назвали это «искусством взаимоотношений», а, согласитесь, ничто так не выявляет отношения в группе, как еда.
Еда как наследие, еда как традиция, еда как показатель социальной иерархии и фиксатор социального расслоения, еда как настоящее, еда как будущее — под каким углом ни смотри на тарелку, ты всегда увидишь в ней эмоции и связи, потому что ни одно блюдо на свете не предполагает солипсизма. Более того, сам факт существования такой примитивной еды, как, например, английские фиш энд чипс, может стать поводом для того, чтобы с помощью артистической метафоры иначе взглянуть на общепринятые вещи. Так сделал Мичихиро Шимабуку в своем проекте Fish & Chips. Он снимал рыб в океане и их реакцию на неожиданно появляющиеся перед ними картофелины. Абсурдный юмор его видео позволил зрителям взглянуть на повседневную модель поведения, созданную пищевым стереотипом.
Примерно то же самое делает Антуфьев, облекая сладкую «Павлову» в плоть многим неизвестной, многими забытой великой балерины. Интересно, что бренд-шеф бара «Стрелка» Режис Тригель при разработке блюда действует как художник: сначала он делает эскизы, зарисовки на бумаге и только после этого приступает к воплощению.
«Готовить или делать искусство — нет никакой разницы» — шокирующее заявление Чжэньхуа обретает смысл, если знать, как определить делателя и его дело. И повар, и художник могут находиться в одном статусе. Статусе создателя эмоций. И пока, как мне кажется, повара по способности ежедневно высекать в нас искру счастья художников обходят.
P. S. Каждый посетитель выставки Евгения Антуфьева «Бессмертие навсегда» может получить скидку 10% на «Павлову» в баре «Стрелка», а каждый посетитель бара «Стрелка», заказавший десерт, получает возможность купить билет на выставку Антуфьева по специальной цене. Чем не идеальный симбиоз искусства и еды?