«Бруталист»: 5 причин посмотреть эпопею, претендующую на «Оскар»
Фильм Брэйди Корбета «Бруталист» — это трехчасовая драма о талантливом архитекторе, который, пережив холокост, бежит из послевоенной Европы в Америку. На «Золотом глобусе — 2025» лента взяла награды сразу в трех номинациях: лучший фильм, лучшая мужская роль (Эдриан Броуди) и лучший режиссер. Уверены, на «Оскаре» картина тоже без внимания не останется, — в пяти причинах рассказываем почему. Цифровой релиз состоится 18 февраля.
1
ЧЕСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОСЛЕВОЕННЫЙ ЛАНДШАФТ И ЖИЗНЬ ИММИГРАНТОВ
1
ЧЕСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОСЛЕВОЕННЫЙ ЛАНДШАФТ И ЖИЗНЬ ИММИГРАНТОВ
«Бруталист» рассказывает о Ласло Тоте (Эдриан Броуди) — архитекторе-модернисте, еврее венгерского происхождения, который после Второй мировой войны мечтает начать жизнь с чистого листа и эмигрирует в Америку. Позже к нему присоединяется жена Эржебет (Фелисити Джонс) с племянницей, и на примере этой семьи фильм показывает, с какими трудностями сталкиваются «чужаки», осваиваясь в незнакомой стране. Часто ленты о войне и послевоенном времени иллюстрируют боевые действия или их непосредственные последствия, и не так просто найти историю, в которой основное внимание уделено восстановлению жизни после разрушительного хаоса войны. «Бруталист» делает именно это — показывает людей с тяжелым травматичным прошлым, которые ежедневно выбирают между принятием новой культуры и сохранением собственного наследия. Корбет исследует темы амбиций и идентичности и предлагает взглянуть на тонкости выбора, который делает человек, покидая родину и обустраивая дом на чужбине.
«Бруталист» рассказывает о Ласло Тоте (Эдриан Броуди) — архитекторе-модернисте, еврее венгерского происхождения, который после Второй мировой войны мечтает начать жизнь с чистого листа и эмигрирует в Америку. Позже к нему присоединяется жена Эржебет (Фелисити Джонс) с племянницей, и на примере этой семьи фильм показывает, с какими трудностями сталкиваются «чужаки», осваиваясь в незнакомой стране. Часто ленты о войне и послевоенном времени иллюстрируют боевые действия или их непосредственные последствия, и не так просто найти историю, в которой основное внимание уделено восстановлению жизни после разрушительного хаоса войны. «Бруталист» делает именно это — показывает людей с тяжелым травматичным прошлым, которые ежедневно выбирают между принятием новой культуры и сохранением собственного наследия. Корбет исследует темы амбиций и идентичности и предлагает взглянуть на тонкости выбора, который делает человек, покидая родину и обустраивая дом на чужбине.

2
ОДА АРХИТЕКТУРЕ БРУТАЛИЗМА
2
ОДА АРХИТЕКТУРЕ БРУТАЛИЗМА
Без сомнения, последняя работа Корбета получилась визуально привлекательной. Сам этот фильм с четкой структурой и установленными временными рамками (с 1947 года до 1980-х) словно построили в стиле брутализма — красота и уродство персонажей отражаются в бетонных монолитных зданиях, геометрических формах, затененных интерьерах. Визуальное повествование здесь крайне важно. Стоит все же отметить, что поклонники и знатоки архитектуры пришли от ленты в ярость — из-за вольной интерпретации Корбетом брутализма, Баухауса и самого процесса создания архитектуры. «Бруталист неправильно понимает архитектуру», — написали Washington Post, — и «увековечивает клише», — добавили Financial Times. Три уважаемых американских критика в области архитектуры — Марк Ламстер, Александра Лэнг и Каролина А. Миранда — даже записали специальный подкаст под названием «Почему “Бруталист” — ужасный фильм».
Без сомнения, последняя работа Корбета получилась визуально привлекательной. Сам этот фильм с четкой структурой и установленными временными рамками (с 1947 года до 1980-х) словно построили в стиле брутализма — красота и уродство персонажей отражаются в бетонных монолитных зданиях, геометрических формах, затененных интерьерах. Визуальное повествование здесь крайне важно. Стоит все же отметить, что поклонники и знатоки архитектуры пришли от ленты в ярость — из-за вольной интерпретации Корбетом брутализма, Баухауса и самого процесса создания архитектуры. «Бруталист неправильно понимает архитектуру», — написали Washington Post, — и «увековечивает клише», — добавили Financial Times. Три уважаемых американских критика в области архитектуры — Марк Ламстер, Александра Лэнг и Каролина А. Миранда — даже записали специальный подкаст под названием «Почему “Бруталист” — ужасный фильм».

3
БЛЕСТЯЩАЯ АКТЕРСКАЯ ИГРА ЭДРИАНА БРОУДИ
3
БЛЕСТЯЩАЯ АКТЕРСКАЯ ИГРА ЭДРИАНА БРОУДИ
Большая часть фильмографии Эдриана Броуди — это запоминающиеся яркие роли, как в «Пианисте» (где актер тоже играет еврея, пережившего холокост и оставшегося один на один с последствиями Второй мировой войны), «Отеле "Гранд Будапешт"» и «Острых козырьках». В «Бруталисте» же Броуди берет новую высоту — воплощает на экране сложный характер Ласло Тота, который постоянно проживает внутренний конфликт, борется с ужасами прошлого и не дает задушить в себе профессиональные амбиции. Главный герой в исполнении Броуди проходит поразительную трансформацию — из осторожного оптимиста превращается в разочаровавшегося в новом мире человека.
Не обошлось и без критики актерской игры: монтажер фильма Давид Янчо 11 января рассказал в соцсетях, что для совершенствования звучания диалекта из уст Броуди и Джонс использовался искусственный интеллект — этот факт вызвал много вопросов к профессионализму артистов. Корбет уверил Variety, что об этом беспокоиться не стоит: «Адриан и Фелисити полностью раскрыли свой потенциал. Они месяцами работали с преподавателем диалектов Танерой Маршалл, чтобы отточить акцент. Инновационная технология Respeecher использовалась только при редактировании диалогов на венгерском языке, в частности для уточнения звучания некоторых гласных — это был ручной процесс, выполненный командой звукорежиссеров на этапе постпродакшена. Целью было сохранить аутентичность того, как Эдриан и Фелисити звучат на другом языке, а не изменить их. Все было сделано с величайшим уважением к их мастерству».
Большая часть фильмографии Эдриана Броуди — это запоминающиеся яркие роли, как в «Пианисте» (где актер тоже играет еврея, пережившего холокост и оставшегося один на один с последствиями Второй мировой войны), «Отеле "Гранд Будапешт"» и «Острых козырьках». В «Бруталисте» же Броуди берет новую высоту — воплощает на экране сложный характер Ласло Тота, который постоянно проживает внутренний конфликт, борется с ужасами прошлого и не дает задушить в себе профессиональные амбиции. Главный герой в исполнении Броуди проходит поразительную трансформацию — из осторожного оптимиста превращается в разочаровавшегося в новом мире человека.
Не обошлось и без критики актерской игры: монтажер фильма Давид Янчо 11 января рассказал в соцсетях, что для совершенствования звучания диалекта из уст Броуди и Джонс использовался искусственный интеллект — этот факт вызвал много вопросов к профессионализму артистов. Корбет уверил Variety, что об этом беспокоиться не стоит: «Адриан и Фелисити полностью раскрыли свой потенциал. Они месяцами работали с преподавателем диалектов Танерой Маршалл, чтобы отточить акцент. Инновационная технология Respeecher использовалась только при редактировании диалогов на венгерском языке, в частности для уточнения звучания некоторых гласных — это был ручной процесс, выполненный командой звукорежиссеров на этапе постпродакшена. Целью было сохранить аутентичность того, как Эдриан и Фелисити звучат на другом языке, а не изменить их. Все было сделано с величайшим уважением к их мастерству».

4
ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ
4
ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ
Отстраненный дух фильма отражает его обезличенность, и жесткая тематическая рамка переносится на его композицию. «Бруталист» снят на 35-миллиметровую пленку в классическом, тяжеловесном, как бетон, и ныне устаревшем широкоэкранном формате VistaVision. Очень мало ощущения текстуры, присутствия, осязания: единственные живые образы — это пейзажи и группы людей. Отдельные персонажи здесь скорее обозначены, нежели воплощены. «Бруталист» — это лента-сценарий, в которой марионетки в руках Корбета воспроизводят ситуации и произносят реплики, которые он им назначает.
Отстраненный дух фильма отражает его обезличенность, и жесткая тематическая рамка переносится на его композицию. «Бруталист» снят на 35-миллиметровую пленку в классическом, тяжеловесном, как бетон, и ныне устаревшем широкоэкранном формате VistaVision. Очень мало ощущения текстуры, присутствия, осязания: единственные живые образы — это пейзажи и группы людей. Отдельные персонажи здесь скорее обозначены, нежели воплощены. «Бруталист» — это лента-сценарий, в которой марионетки в руках Корбета воспроизводят ситуации и произносят реплики, которые он им назначает.

5
ИССЛЕДОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТЕМ, АКТУАЛЬНЫХ ВСЕГДА
5
ИССЛЕДОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТЕМ, АКТУАЛЬНЫХ ВСЕГДА
Несмотря на то что действие исторической драмы происходит во второй половине XX века, все вопросы, которые в нем поднимает Корбет, актуальны и сегодня — поиск себя после эмиграции, культурная интеграция, борьба между желанием вписаться в общество и стремлением внести свой вклад в развитие чего-то совершенно нового. В конечном счете «Бруталист» — это история о том, что значит быть художником. Очевидно, что Корбет снял этот фильм, потому что хочет, чтобы он что-то значил. Но что именно, зависит от восприятия. В основном картина дарит ощущение, что вы видите, как жизнь человека проходит перед вашими глазами. Возможно, этого уже достаточно.
Несмотря на то что действие исторической драмы происходит во второй половине XX века, все вопросы, которые в нем поднимает Корбет, актуальны и сегодня — поиск себя после эмиграции, культурная интеграция, борьба между желанием вписаться в общество и стремлением внести свой вклад в развитие чего-то совершенно нового. В конечном счете «Бруталист» — это история о том, что значит быть художником. Очевидно, что Корбет снял этот фильм, потому что хочет, чтобы он что-то значил. Но что именно, зависит от восприятия. В основном фильм дарит ощущение, что вы видите, как жизнь человека проходит перед вашими глазами. Возможно, этого уже достаточно.

Статьи по теме
Подборка Buro 24/7