«Разъезд», «Атыкуда» и «Король Лир»: какими фильмами запомнился восьмой «Горький fest» в Нижнем Новгороде
Всю неделю в Нижнем Новгороде гремел VIII фестиваль нового российского кино «Горький fest» — с 12 до 18 июля прошло 146 кинопоказов на 60 (!) площадках, которые посетили более 100 тысяч зрителей. Отсмотрели конкурсную программу и рассказываем о пяти фильмах, которые запомнились сильнее остальных.
«АТЫКУДА» КСЕНИЯ АНДРИАНОВА
Короткометражная комедия с классным кастом (Александр Алябьев, Роман Маякин, Данила Воробьев, Никита Ефремов, Алексей Герман-младший) — первый (и далеко не комом) фильм Ксении Андриановой. Сценарий писали Паулина Андреева и Евгений Сангаджиев. То есть если вы, как и мы, любите сериал «Актрисы» (сценарий к которому также писала Паулина), то считайте, что это его приквел. Работы связывает и тематика (главные герои — это четверо актеров, которые едут на одни и те же пробы в купе «Красной стрелы»), и монолог из третьей серии, начинающийся словами «Когда я приближалась к железной дороге… Когда я поскальзываясь шла, когда я не знала иного дела, кроме как идти. Идти и думать о тебе, о метафизике тебя…». В общем, такая получилась сатира — взгляд кинематографистов на самих же себя. Только сатира эта совсем не едкая, уж очень много в ней любви — и к людям, и к делу.
«АТЫКУДА» ПОЛУЧИЛ НА ФЕСТИВАЛЕ «ГОРЬКИЙ FEST» ДИПЛОМ ЖЮРИ «ЗА ЯРКИЙ ДЕБЮТ» И ЛУЧШЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
«РАЗЪЕЗД» МАРИЯ МЕЛЕНЕВСКАЯ
В центре сюжета — интеллигентная женщина (Мария Смольникова — приз за лучшую актерскую работу), работающая продавцом в букинистическом магазине. Она неконфликтна и всегда старается быть удобной для окружающих. Кажется, что она совсем забыла о себе и готова бесконечно терпеть, прощать и подстраиваться. Но однажды на узкой дороге ее машина не может разъехаться с автомобилем мужика с Уралмаша (Максим Стоянов), который не привык уступать. Да, кстати, происходит все в Екатеринбурге — снимала «Свердловская киностудия». В итоге все превращается в настоящий биф, в ходе которого раскрывается много личного. А еще в багажнике ее машины кроется нечто ну очень любопытное, а что — не скажем, дабы сохранить интригу. Фильм в скором времени появится на платформе Start.
«РАЗЪЕЗД» ПОЛУЧИЛ НА ФЕСТИВАЛЕ «ГОРЬКИЙ FEST» ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
«КОРОЛЬ ЛИР» СЕРГЕЙ ПОТАПОВ
Один из лидеров «якутской новой волны», режиссер Сергей Потапов провел киноэксперимент в доме престарелых, создал микс документального и игрового. В прологе пожилой человек плачет, рассказывает про смерть жены и про то, как три его дочки, отобрав пятикомнатную квартиру, хитростью привезли сюда (точно героя шекспировской трагедии). Далее по сюжету молодой режиссер ставит в доме престарелых ко дню пожилого человека этого самого «Короля Лира», и мы уже понимаем, кто сыграет заглавную роль. Получилась экспериментальная трагикомедия о старости, одиночестве, ненужности и стертости границы между жизнью и смертью.
«КОРОЛЬ ЛИР» ПОЛУЧИЛ НА ФЕСТИВАЛЕ «ГОРЬКИЙ FEST» ГЛАВНЫЙ ПРИЗ
«ТАМ, ГДЕ НАШ ДОМ: ХАКАСИЯ» ВЛАДИМИР ТАРАСОВ, ДМИТРИЙ КВАШНИН
Новая часть цикла документальных фильмов о неординарных людях из разных уголков России (на этот раз — из магически красивой Хакасии). У них разные профессии, взгляды и культурные традиции, но всех объединяет безграничная любовь к родному краю. В основе лежат жизни реальных людей, их быт и мировоззрение. Например, Тамара Чустеева — внучка известной шаманки и дочь народной артистки РСФРС Алисы Кызласовой — обучает детей игре на национальных хакасских музыкальных инструментах. Она хочет вырастить поколение, которое помнит о корнях, и сделать так, чтобы эти инструменты продолжали звучать. А геолог-спелеолог Елена Руденко создала уникальный музей в деревне, где живет всего 30 человек. Третий герой — скульптор-самоучка и резчик по дереву Антон Овдин. Его деревянные скульптуры животных можно увидеть в национальных парках по всей России.
«ТАМ, ГДЕ НАШ ДОМ: ХАКАСИЯ» ПОЛУЧИЛ НА ФЕСТИВАЛЕ «ГОРЬКИЙ FEST» ПРИЗ ЗА ЛУЧШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
«ТОРБАСА, ИЛИ КАК МЫ РУБИЛИ МЯСО» НИКИТА ДАВЫДОВ
Квазидокументальный короткометражный фильм Никиты Давыдова — это сатирическая история о том, как разъяренные жители якутского села решают устроить самосуд над преступниками, скрывшимися в лесу. Много социальной иронии, крови и сцен насилия (к слову, их запредельное количество в фильмах программы этого года если и не пугает, то заставляет поразмышлять, почему так вышло). Финал шокирующий, но раскрывать всех карт не будем, ибо саспенс. А вообще было бы здорово увидеть полнометражную версию ленты.
«ТОРБАСА, ИЛИ КАК МЫ РУБИЛИ МЯСО» ПОЛУЧИЛ НА ФЕСТИВАЛЕ «ГОРЬКИЙ FEST» ПРИЗ ЗА ЛУЧШУЮ ДРАМАТУРГИЮ
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7