Поиск

«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре

«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре

Интервью: Екатерина Краюхина

Фото: Ира Полярная

Актер Мастерской Брусникина Петр Скворцов, о котором многие впервые узнали благодаря фильму «Ученик» Кирилла Серебренникова, теперь играет в панк-группе «Порок Гостеприимства», большую часть жизни отдает театру, а с недавних пор пишет к спектаклям музыку. Расспросили Петра о композиторстве, о бережном отношении к слову и о том, что помогает заново собрать себя, когда кажется, что все потеряло смысл.


Почему ты, как творческая личность, не слишком активно ведешь соцсети? Медийным людям, кажется, просто необходимо себя продвигать.

Я выкладываю в Instagram* (компания Meta Platforms Inc. и социальные сети Facebook и Instagram запрещены на территории России. — Прим. BURO.) что-то только тогда, когда у меня возникает вдохновение. Ведь это инструмент для того, чтобы сказать что-то людям, а я пока не нахожу потребности в этом. Иногда, конечно, ощущение «поговорить» возникает, и я сразу его реализую. А вообще, я часто удаляю приложение, потому что могу залипать в рилсах, например, и мне после этого не очень хорошо — начинаю корить себя, чувствовать опустошение.


А как быть тем, кто узнал тебя, скажем, по фильму «Ученик» Кирилла Серебренникова или сериалу «Содержанки» и хочет знать, где на тебя можно еще посмотреть?

Есть театры, всю информацию о спектаклях и актерских составах можно найти у них. А если мы говорим о музыке, то группа, в которой я играю — «Порок Гостеприимства», — это фактически панк-группа. Было бы странно, если бы я целевую аудиторию сериала «Содержанки» тащил на концерт — это немного нечестно. Хотя, наверное, что-то смешное в этом было бы.

«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре (фото 1)
Спектакль «Гололед» (реж. Андрей Стадников)


Я еще слышала про группу Post-a-Nova, в которой ты играл в студенческие годы с однокурсниками Игорем Титовым и Алексеем Любимовым. Вы поддерживаете связь?

Да, периодически. Это довольно трогательное общение, милое. С Игорем мы переписываемся, сейчас он живет в Берлине. Остались какие-то шутки, сочиненные нами еще в студенчестве, и порой они всплывают в памяти. Например, у нас была традиция: когда мы летали на гастроли из Шереметьева, всегда фотографировались с постером улыбающегося мужика в человеческий рост. Для меня загадка, кто это, но он много лет стоит у какого-то кафе (смеется). Сейчас у Игоря нет возможности сделать такой снимок, поэтому я, каждый раз оказываясь в аэропорту, считаю долгом послать Игорю фотографию с этим парнем. А с Лешей Любимовым мы виделись в Тбилиси осенью. С еще одним однокурсником Васей Михайловым — то же самое. Была у нас шутка, что я не знаю певца Трики (британский трип-хоп-музыкант, один из основоположников жанра. — Прим. BURO.). Вася несколько раз мне про него рассказывал, а я постоянно забывал. Теперь все наши редкие кружочки в телеграме — на эту тему. Даже если просто на глаза попадается слово «трики». Мне нравится, что у нас остались некие маячки: отправляешь их — и тепло на душе становится.

«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре (фото 2)
Спектакль «Гололед» (реж. Андрей Стадников)
«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре (фото 3)


А расскажи о группе, в которой играешь сейчас.

Сейчас в группе мы вдвоем с Егором Федоричевым (современный художник, выпускник Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. — Прим. BURO.). Познакомились еще на первом курсе Школы-студии МХАТ, он всегда помогал нам со сценографией. Тогда мы не дружили, но уже чувствовали, что можем сделать вместе что-то классное. Потом у него появилась группа «Союз Озверелых», где они играли с Ваней Гайделем. А я незадолго до карантина на обожаемом мною «Авито» обнаружил бас-кларнет — давно мечтал о нем, потому что люблю группу «АукцЫон» — всего за 30 000 рублей, что для такого инструмента очень мало. На карантине, пока было много свободного времени, я научился как минимум извлекать из него звуки. Так я стал играть с ребятами. Позже Ваня уехал в Белград, и таким составом мы больше не собираемся, к сожалению. Теперь нас с Егором объединяет музыкальный проект «Порок Гостеприимства», где Егор поет и играет на гитаре, а я — на барабанах.


А на барабанах тоже учился играть во время карантина?

«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре (фото 4)
Спектакль «Нур эскадрилья» (реж. Андрей Родионов и Екатерина Троепольская)

Нет, на карантине случился сильный прогресс за счет ежедневной практики, но я уже умел играть. Вообще, у меня есть музыкальный бэкграунд — учился в Гнесинке по классу гитары.


Вау!

Да это просто так звучит пафосно (смеется), на самом деле, студенты, которые там учатся, постоянно ищут «подопытных», чтобы отчитаться в педагогических умениях. Поэтому полноценно научиться играть таким способом вряд ли получится, но познакомиться с музыкой и инструментом — вполне.


Кстати, посмотреть, как ты играешь на барабанах, можно на возрожденном спектакле Мастерской Брусникина «Сван».

Да, точно. Раньше (впервые спектакль Юрия Квятковского по пьесе Екатерины Троепольской и Андрея Родионова был показан в 2016 году. — Прим. BURO.) я был актером, а теперь — перкуссионист.


Сменить роль было твоим желанием?

Боюсь, прозвучит грубо по отношению к ребятам, которые играют спектакль сейчас, если скажу, что мне бы хотелось сыграть с теми людьми, с которыми мы выпускали спектакль.


Скучаешь по прежнему составу «брусникинцев»?

Да, конечно, скучаю. Хотя, может, я еще и сыграю. Перкуссионистом был и остается Витя Глазунов — барабанщик группы «Интурист». Я его подменяю, пока он на гастролях. Витя сказал: «Я доверю инструмент только Пете». Наверное, потому, что, когда мы познакомились, выпуская «Сван», я стал ходить к нему на занятия и очень прокачался в игре на барабанах. Рад, что так произошло. В следующий раз, 10 февраля, тоже, кстати, буду на барабанах.


Вот и анонс получился.

Да! А 2 февраля можно послушать группу «Порок Гостеприимства» на Складе №3. Кстати, сразу после спектакля «Гололед», к которому я тоже написал музыку.

«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре (фото 5)
Спектакль «Гололед» (реж. Андрей Стадников)
«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре (фото 6)


Можешь вспомнить, с чего началась тяга к написанию театральной музыки?

Еще в институте у нас все было связано с живой музыкой. Именно тогда, в студенчестве, я стал играть на барабанах. Был спектакль «Бесы», в котором наш мастер Дмитрий Владимирович Брусникин почему-то доверил мне на заднем плане подзвучивать сцены на протяжении всего действа.

Еще меня вдохновляют музыканты Саша Леонов и его жена Ольга Гайдамак. Саша — автор этноэлектронных проектов Yarga Sound System и «Ва-та-га», по совместительству близкий друг моего отца и просто настоящий изобретатель. Например, он создал «Лодкаструн» — как понятно из названия, струнный инструмент из лодки. Саша все время, даже когда я был совсем маленький, втягивал меня в музыкальную импровизацию, не позволял просто слушать, как он поет, говорил: «Играй!» Тогда я и потерял страх ошибки — это очень полезное воспитание, и я говорю сейчас не только о музыке.


А теперь твои композиции можно услышать на спектаклях «Гололед» и «Нур эскадрилья». Как это случилось?

Режиссер Андрей Стадников предложил мне написать музыку к спектаклю «Гололед» прошлой осенью. Я только вернулся из длинного путешествия, которое у многих наших соотечественников случилось, и мне было ужасно грустно. Андрею я дико благодарен за такое доверие, потому что помню, что тогда у меня даже были мысли об уходе из актерской деятельности.


Сейчас они пропали?

Да, видимо, нужно было соскучиться. Могу сказать, что снова получаю от профессии удовольствие. Хотя, честно, смысл что-либо делать сейчас мне приходится ежедневно выгрызать или, скажем, взращивать. А если забыть этот росток полить в один из дней, то становится тревожно. Трудно из такой ситуации выбираться.

«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре (фото 7)
Спектакль «Нур эскадрилья» (реж. Андрей Родионов и Екатерина Троепольская)
«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре (фото 8)


На что сходить в Москве, чтобы люди, разочаровавшиеся в театре, снова в него поверили?

Не назову чего-то совсем свежего, но мне очень нравится «Р» Бутусова. Из меня плохой советчик: не люблю, честно говоря, в театр ходить. Когда спектакль плохой, мне сильно грустно становится, переживаю сразу за всех — и за тех, кто это делал, и за тех, кто смотрит. А если хороший, тоже не очень приятно сидеть в зале, потому что хочется быть на сцене (улыбается).


Расскажи теперь о музыке в спектакле «Нур эскадрилья». Ее там очень много.

Да, это почти мюзикл. Музыка здесь необходима, потому что сам текст агрессивный, злой, и, чтобы он работал еще сильнее, надо доносить мысль нежно, на языке популярной музыки. Такой контраст важен для контрапункта. А записывал мелодии я прямо на айфоне в приложении GarageBand.


На коленке, можно сказать?

Я по-другому не умею, да мне и не хочется. В вещах, сделанных на коленке, зачастую намного больше обаяния и меньше предсказуемости. Мне нравится идея DIY — Do it Yourself. Если что-то нужно, делай сам, пробуй.

«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре (фото 9)
Спектакль «Гололед» (реж. Андрей Стадников)


Не думал писать тексты к тому музыкальному материалу, что получается сочинить?

Очень хочу, но у меня не получается. Не хочу казаться идиотом или занудой. Пусть все думают, что я просто веселый парень. Недавно песню написал, и в ней есть только одна строчка: «Да пошло оно все в…» (смеется) Она, конечно, передает мои эмоции, но я не понимаю, как ее развить. Поэтому я восхищаюсь стихами людей, которые умеют обращаться со словом. Слова ведь слишком конкретны, они обнажают человека, а музыка — абстрактна.


Пока говорим о мастерах слова, не могу не вспомнить Льва Рубинштейна — знаю, он видел «Нур эскадрилью».

Да, режиссеров и драматургов пьесы — Катю Троепольскую и Андрея Родионова — связывало общение с Львом Семеновичем, и он приходил на премьеру. Даже не помню, что он сказал нам после: мы просто улыбались, жали друг другу руки — и вдруг появился фотограф. Так вышел этот снимок. В общем, не могу сказать точно, понравилась Льву Семеновичу «Нур эскадрилья» или нет. Надеюсь, да. Пусть лучше здесь будет стихотворение, которое Андрей Родионов написал на смерть поэта.

Может правы вы
Уезжая прочь:
«Просто для Москвы
Слишком он хорош»

Лев Семёныч жив
Лев Семёныч мёртв
Лев Семёныч вы ж
Шрёдингера кот в

Той коробке той
Небольшой такой
И такой пустой
Назовём Москвой

Ледяной фонарь
Ледяной январь
Назовём Москвой
Назовём судьбой

Концептуалист,
Не об этом речь
Просто снова жизнь
Победила смерть

«Я потерял страх ошибки»: Петр Скворцов — о неидеальности, музыке и театре (фото 10)
После спектакля «Нур эскадрилья» (реж. Андрей Родионов и Екатерина Троепольская). Фото: Владимир Луповской


Ближайшие события с участием Петра, упомянутые в интервью:

Спектакль «Гололед», пространство «Внутри» — 2 февраля
Концерт группы «Порок Гостеприимства», Склад № 3 — 2 февраля
Спектакль «Сван», Арт-платформа — 10 февраля
Спектакль «Нур эскадрилья», пространство «Внутри» — 24 февраля
Спектакль «Мы уже здесь», пространство «Внутри» — 29 февраля и 1 марта

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7