Manifesta 11: мир, труд, арт

В Цюрихе

В Цюрихе открылась одиннадцатая Manifesta — европейская биеннале современного искусства, которая всякий раз встречает гостей на новом месте. О том, что можно будет увидеть там до середины сентября, рассказывает Мария Хализева

Создавая в 1996-м экспериментальную передвижную биеннале в противовес степенной и стационарной венецианской, организаторы, кажется, предвосхитили эпоху массового арт-туризма. Если раньше культуристы ездили по одним и тем же маршрутам кланяться архитектурным памятникам и шедеврам, намертво прибитым к музейным стенам, то теперь арт-группиз кочуют вслед за искусством по всему миру как за луна-парком или любимой рок-группой: с биеннале на триеннале, с арт-ярмарки на аукцион и далее по кругу. В этом году звезды над ними смиловались — два важнейших мероприятия из списка must visit оказались совсем рядом: цюрихская Manifesta 11 предваряет ярмарочную неделю в Базеле.

И без того удачное стечение обстоятельств дополняет вековой юбилей дадаизма — самого бесшабашного течения в искусстве ХХ века, которое по счастливой случайности, связанной с началом Первой мировой войны и извечным нейтралитетом Швейцарии, зародилось именно в Цюрихе. По случаю 100-летия движения отремонтировали цитадель дада — знаменитое «Кабаре Вольтер», добавив историческому зданию на Шпигельгассе футуристический эркер. Когда-то здесь собирались дадаисты, а теперь Cabaret der Künstler — Zunfthaus Voltaire стал штаб-квартирой новосозданной «гильдии художников». Вступить в этот профсоюз несложно: достаточно представить на открытой сцене авторский перформанс на тему текущей Manifesta.

Тему эту — What People Do for Money. Some Joint Ventures — предложил куратор нынешней биеннале, немецкий художник Кристиан Янковски. Принцип «совместных предприятий» приезжих художников и местных профессионалов вторит ключевому для Manifesta формату site-specific project. Каждые два года мероприятие приезжает в новый город, проекты для него создаются «в критическом диалоге с контекстом», и контекст этот естественным образом меняется. На этот раз результатом диалога стала выставка The Historical Exhibition: Sites Under Construction, размещенная в музейных пространствах Löwenbräukunst и Helmhaus, на плавучей платформе Pavillion of Reflections и локациях-сателлитах.

Выставка The Historical Exhibition: Sites Under Construction

Разбитую на главы экспозицию открывает отрывок из «Соляриса» Андрея Тарковского: Кристиан Янковски проводит параллель между встречей художника с простым тружеником и первым контактом человека с инопланетянином. Далее следует размышление о сути труда, его значении для самоидентификации, разнице между «трудом» и «работой» и прочих волнующих куратора вещах. В размышлениях этих он перебирает произведения искусства, созданные за последние 100 лет, и совсем новые работы тридцати приглашенных участников Manifesta 11.

Самым обсуждаемым объектом основной экспозиции стала работа, созданная из натуральных органических продуктов, — экотренд не пощадил и современное искусство. Майк Буше в содружестве с оператором городской канализационной сети и группой парфюмеров-авангардистов сотворил масштабную инсталляцию из высушенных фекалий жителей Цюриха. Тут, конечно, можно долго перебирать референции, вспоминая мадонн из слоновьего навоза Криса Офили и хрестоматийные жестянки Merda d'artista Пьеро Мандзони. Главное, что от броских заголовков по поводу этой работы не удержались даже респектабельные швейцарские газеты, а такое паблисити в то время, когда в страну съехались крупнейшие коллекционеры со всего мира, дорогого стоит и, в отличие от самой инсталляции, не пахнет.

Майк Буше, Transport

Что касается проектов-сателлитов, то в соответствии с идеей joint venture каждый художник выбрал себе в соавторы представителя какой-то вполне земной профессии. Среди прочего, коллабораторами в артистических размышлениях о том, что люди делают за деньги, выступили дантист, часовщик, сексолог, банкир, лаборант-патологоанатом, проститутка-трансгендер, хозяева закусочных и даже директор кладбища. Проекты экспонируются на основных площадках, в виртуальном пространстве телевидения и прессы и прямо на рабочих местах соавторов. Последние разбросаны по городу, из-за чего просмотр выставки превращается в настоящий квест, который местами совмещен с кардиотренировкой (все-таки Цюрих — город рельефный).

В этом году в числе участников Manifesta, где обычно не привечают арт-звезд и прочих селебрити, оказались два общеизвестных имени — Маурицио Каттелан и Мишель Уэльбек. Итальянский художник ради такого дела отменил собственное решение о выходе на пенсию, а французский писатель представляет в Цюрихе свое первое нелитературное художественное произведение. Для проекта Is Michel Houellbecq OK? он прошел стандартное медицинское обследование в клинике «Хирсланден» и представил результаты в виде серии документов и фотографий (кого интересует уровень сахара в крови живого классика и рентгенограмма сосудов его головного мозга?).

Evgeny Antufiev, "Eternal Garden"

Мишель Уэльбек, "Is Michel Houellbecq OK?"

Пенсионер Каттелан в паре с многократной чемпионкой паралимпийских игр Эдит Вольф-Ханкелер создал инсталляцию тире перформанс. Несколько раз в день спортсменка переплывает Цюрихское озеро, сидя в инвалидном кресле, которое скользит по водной глади с помощью специальной платформы. За вольное высказывание на библейские темы Каттелану, конечно, не миновать обвинений в попрании чувств верующих, которых он наслушался еще после презентации скульптуры в виде подбитого метеоритом Иоанна Павла II. Но за свою долгую жизнь в искусстве он давно научился не бояться ни черта, ни Бога, ни их экзальтированных сторонников.

Маурицио Каттелан, перфоманс на озере

Franz Erhard Walther, "Halbierte Westen" (Halved Vests)

Jon Kessler, "The World Is Cuckoo"

Jennifer Tee, "Ether Plane"

Yin Xunzhi, "Pass Though"

Маша Хализева

15.06.16, 8:00

  • Фото: Архивы пресс-службы Manifesta11