В Цюрихе открылась одиннадцатая Manifesta — европейская биеннале современного искусства, которая всякий раз встречает гостей на новом месте. О том, что можно будет увидеть там до середины сентября, рассказывает Мария Хализева
Создавая в 1996-м экспериментальную передвижную биеннале в противовес степенной и стационарной венецианской, организаторы, кажется, предвосхитили эпоху массового арт-туризма. Если раньше культуристы ездили по одним и тем же маршрутам кланяться архитектурным памятникам и шедеврам, намертво прибитым к музейным стенам, то теперь арт-группиз кочуют вслед за искусством по всему миру как за луна-парком или любимой рок-группой: с биеннале на триеннале, с арт-ярмарки на аукцион и далее по кругу. В этом году звезды над ними смиловались — два важнейших мероприятия из списка must visit оказались совсем рядом: цюрихская Manifesta 11 предваряет ярмарочную неделю в Базеле.
И без того удачное стечение обстоятельств дополняет вековой юбилей дадаизма — самого бесшабашного течения в искусстве ХХ века, которое по счастливой случайности, связанной с началом Первой мировой войны и извечным нейтралитетом Швейцарии, зародилось именно в Цюрихе. По случаю 100-летия движения отремонтировали цитадель дада — знаменитое «Кабаре Вольтер», добавив историческому зданию на Шпигельгассе футуристический эркер. Когда-то здесь собирались дадаисты, а теперь Cabaret der Künstler — Zunfthaus Voltaire стал штаб-квартирой новосозданной «гильдии художников». Вступить в этот профсоюз несложно: достаточно представить на открытой сцене авторский перформанс на тему текущей Manifesta.
Тему эту — What People Do for Money. Some Joint Ventures — предложил куратор нынешней биеннале, немецкий художник Кристиан Янковски. Принцип «совместных предприятий» приезжих художников и местных профессионалов вторит ключевому для Manifesta формату site-specific project. Каждые два года мероприятие приезжает в новый город, проекты для него создаются «в критическом диалоге с контекстом», и контекст этот естественным образом меняется. На этот раз результатом диалога стала выставка The Historical Exhibition: Sites Under Construction, размещенная в музейных пространствах Löwenbräukunst и Helmhaus, на плавучей платформе Pavillion of Reflections и локациях-сателлитах.
Разбитую на главы экспозицию открывает отрывок из «Соляриса» Андрея Тарковского: Кристиан Янковски проводит параллель между встречей художника с простым тружеником и первым контактом человека с инопланетянином. Далее следует размышление о сути труда, его значении для самоидентификации, разнице между «трудом» и «работой» и прочих волнующих куратора вещах. В размышлениях этих он перебирает произведения искусства, созданные за последние 100 лет, и совсем новые работы тридцати приглашенных участников Manifesta 11.
Самым обсуждаемым объектом основной экспозиции стала работа, созданная из натуральных органических продуктов, — экотренд не пощадил и современное искусство. Майк Буше в содружестве с оператором городской канализационной сети и группой парфюмеров-авангардистов сотворил масштабную инсталляцию из высушенных фекалий жителей Цюриха. Тут, конечно, можно долго перебирать референции, вспоминая мадонн из слоновьего навоза Криса Офили и хрестоматийные жестянки Merda d'artista Пьеро Мандзони. Главное, что от броских заголовков по поводу этой работы не удержались даже респектабельные швейцарские газеты, а такое паблисити в то время, когда в страну съехались крупнейшие коллекционеры со всего мира, дорогого стоит и, в отличие от самой инсталляции, не пахнет.
Что касается проектов-сателлитов, то в соответствии с идеей joint venture каждый художник выбрал себе в соавторы представителя какой-то вполне земной профессии. Среди прочего, коллабораторами в артистических размышлениях о том, что люди делают за деньги, выступили дантист, часовщик, сексолог, банкир, лаборант-патологоанатом, проститутка-трансгендер, хозяева закусочных и даже директор кладбища. Проекты экспонируются на основных площадках, в виртуальном пространстве телевидения и прессы и прямо на рабочих местах соавторов. Последние разбросаны по городу, из-за чего просмотр выставки превращается в настоящий квест, который местами совмещен с кардиотренировкой (все-таки Цюрих — город рельефный).
В этом году в числе участников Manifesta, где обычно не привечают арт-звезд и прочих селебрити, оказались два общеизвестных имени — Маурицио Каттелан и Мишель Уэльбек. Итальянский художник ради такого дела отменил собственное решение о выходе на пенсию, а французский писатель представляет в Цюрихе свое первое нелитературное художественное произведение. Для проекта Is Michel Houellbecq OK? он прошел стандартное медицинское обследование в клинике «Хирсланден» и представил результаты в виде серии документов и фотографий (кого интересует уровень сахара в крови живого классика и рентгенограмма сосудов его головного мозга?).
Пенсионер Каттелан в паре с многократной чемпионкой паралимпийских игр Эдит Вольф-Ханкелер создал инсталляцию тире перформанс. Несколько раз в день спортсменка переплывает Цюрихское озеро, сидя в инвалидном кресле, которое скользит по водной глади с помощью специальной платформы. За вольное высказывание на библейские темы Каттелану, конечно, не миновать обвинений в попрании чувств верующих, которых он наслушался еще после презентации скульптуры в виде подбитого метеоритом Иоанна Павла II. Но за свою долгую жизнь в искусстве он давно научился не бояться ни черта, ни Бога, ни их экзальтированных сторонников.