Киноподборка Buro 24/7 в честь Международного дня девочек
11 октября отмечается Международный день девочек — праздник, придуманный ООН, чтобы привлечь внимание к социальным проблемам и неравенству, которые переживают девочки во всем мире из-за существующего сегодня отношения общества к женскому полу. По этому поводу Buro 24/7 вспоминает пять вдохновляющих персонажей-девочек из кино и мультфильмов.
из фильма «Ваджда»
Ваджда — 10-летняя героиня первого фильма в Саудовской Аравии, снятого женщиной-режиссером (Хаифой аль-Мансур). У Ваджды, как и других женщин и девочек ее страны, нет почти никаких прав, зато есть куча традиций и предписаний, которые они должны соблюдать. Девочка, обладая живым умом и любопытством, не желает подчиняться правилам, которые ей не нравятся, неудобны и непонятны. Она не желает носить хиджаб и дружит с соседским мальчишкой. Кульминацией ее бунта против навязанного станет желание купить велосипед. Мать Ваджды в ужасе от идеи, ведь женщины Саудовской Аравии не могут ездить на велосипеде. Девочка понимает, что родители не купят ей заветный велосипед, и решает заработать деньги, победив в соревновании чтецов Корана.
Главная героиня Ваджда — милая и смешная, и готова отстаивать свою индивидуальность, хотя живет в обществе, где это не принято и не поощряется. Несмотря на юный возраст, она задает себе вопросы об окружающем мире и самой себе вместо того, чтобы слепо подчиняться придуманным правилам. Она не считает себя хуже мальчишек и что какие-то вещи существуют только для них, а какие-то — только для девочек вроде нее.
из фильмов о Гарри Поттере
Кажется, Гермиона не нуждается в представлениях. Юную волшебницу из саги о Гарри Поттере знают миллионы взрослых и детей по всему миру. Умница, верный друг и львиное сердце — примерно так ее можно было бы описать вкратце. Если книжная Гермиона была более мягкой, сомневающейся в себе и растерянной, то экранная обрела бескомпромиссные черты. Можно долго спорить, хорошо это или плохо, но все же Гермиона в исполнении Эммы Уотсон — отличный пример для современных девочек: она показывает, как круто быть умной и смелой, участвует в приключениях наравне с мальчишками, защищает слабых и жертвует комфортом ради более важных целей вопреки всем стереотипам об изнеженности женщин.
из «Золотого компаса»
Экранизация сказки Филипа Пулмана «Северное сияние» — один из лучших фэнтези-фильмов для детей и взрослых. Главная героиня «Золотого компаса» — Лира Белаква, девочка, живущая в волшебном мире, где у каждого человека есть сопровождающее его всю жизнь животное — деймон. Лира живет в городе Оксфорд у своего дяди Лорда Азриэля, но сама не хочет быть леди, а хочет бегать по улицам с другими детьми и переживать приключения. Что до последнего, то ее желанию вскоре суждено сбыться: в Оксфорде начинают пропадать маленькие дети, и Лира отправляется на их поиски.
Если в саге о Гарри Поттере Гермиона все-таки не была главным персонажем, «избранной» и «девочкой, которая выжила», то «Золотой компас» в этом смысле заходит гораздо дальше и делает своим главнейшим героем девочку. В фильме Лира противостоит могущественному злу и побеждает — чаще всего в этой роли в кино мы видим мужчин. Лира постоянно задает вопросы, не хочет следовать навязываемым правилам, умеет постоять за себя и защитить других.
из серии фильмов «Хроники Нарнии»
Сьюзан и Люси Певенси — сестры из романов о приключениях обычных британских детей в волшебной стране Нарнии, написанных Клайвом Стэйплзом Льюисом. Эти книги — классика детской литературы Великобритании, поэтому неудивительно, что до них добрались руки кинопродюсеров. Мы знакомимся с сестрами Певенси, когда Сьюзан 11 лет, а Люси — 8. Они впервые попадают в Нарнию через шкаф в доме профессора — друга их семьи, куда Люси и Сьюзан вместе с братьями Питером и Эдмундом отправляют подальше от Лондона, который постоянно бомбят — ведь идет Вторая мировая война. В Нарнии квартету Певенси предстоит война с Белой колдуньей, терроризирующей волшебную страну.
Сестры Певенси сражаются наравне с братьями, проявляя не меньше смелости, чем мальчики, а иногда и больше. Они тоже участвуют в битвах, владеют оружием, не тушуются перед лицом опасности и принимают важные решения. Глядя на братьев и сестер Певенси, видишь совершенно нормальную модель отношения людей, где мужчины и женщины действуют бок о бок, и пол не считается ни преимуществом, ни недостатком.
из «Унесенных призраками»
Хаяо Миядзаки уже не раз отмечали за умение создавать интересных женских персонажей и ставить их в центр повествования. По сюжету девочка Тахиро переезжает с мамой и папой в новый дом, но, заблудившись, они попадают в загадочный город. Тахиро решает погулять и осмотреться, пока ее родители отправляются есть в единственный работающий ресторан. Вернувшись, девочка обнаруживает, что ее папа и мама превратились в свиней — оказывается, город принадлежит могущественной колдунье, владеющей купальными и ресторанами для духов и богов. Тахиро приходится устроиться на работу к Юбабе, чтобы спасти своих родителей.
Тахиро проявляет себя как умная, самоотверженная и смелая девочка. Она не сбегает от трудностей, а принимает их на себя. Тахиро готова помочь тем, кто попал в опасность, ищет способы решить проблемы и не жалуется. Не зря героинь Миядзаки нередко ставят в пример Disney, когда говорят о том, каких персонажей не хватает мультфильмам американской студии.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7